решение от 26.04.2012 по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании бездействия МКОУ `Леснополянская СОШ` незаконным и понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения



Дело № 2- 379/2012

Поступило в суд 06.03.2012                

Р Е Ш Е Н И Е копия

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2012 года                            р.п. Коченево

    Коченевский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи                 Мирончик Е.Ю.

с участием прокурора                          Полянской В.Я.

при секретаре                              Нестеренко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Леснополянская СОШ», Администрации Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Коченевского района НСО обратился в суд с иском к МКОУ «Леснополянская СОШ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, о понуждении к совершению действий.

В обосновании иска указано, что прокуратурой района в декабре 2011 года проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в здании МКОУ «Леснополянская СОШ», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 32 ч. 2 п. 1 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

МКОУ «Леснополянская СОШ» является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что в образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних детей. Доказательством отсутствия системы видеонаблюдения является предоставленные в прокуратуру района информация директора образовательного учреждения от 07.12.2011 г.

Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях употребления или распространения среди подростков наркотических средств, совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения существенным образом нарушает права граждан (учащихся школы, детей) на защиту жизни и здоровья.

Интересы неопределенного круга лиц (обучающихся) заключаются в получении образования в условиях безопасности для жизни и здоровья.

Согласно требованиям ст. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершен о террористических актов.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения.

Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.

В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Так, согласно п. 9 ст. 39 данного Закона при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенным законом. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 названного Закона обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.

Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео-) наблюдения в здании, наличие субсидиарной ответственности администрации Коченевского района по обязательствам как учредителя МКОУ «Леснополянская СОШ» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения следует возложить также и на администрацию Коченевского района за счет средств бюджета данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации Коченевского района и МКОУ «Леснополянская СОШ» выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.

Понудить МКОУ «Леснополянская СОШ» и администрацию Коченевского района оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, ст.Лесная Поляна, ул.Школьная системой телевизионного (видео-) наблюдения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме, просит обязать к исполнению в течение ДВУХ лет со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика МКОУ «Леснополянская СОШ» исковые требования признала в полном объеме, о чем в деле имеется заявление.

Представитель Администрации Коченевского района Новосибирской области, действующий на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, о чем в деле имеется заявление.

Суд принимает признание иска ответчиками, считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Коченевского района и МКОУ «Леснополянская СОШ» выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.

Понудить МКОУ «Леснополянская СОШ» и Администрацию Коченевского района оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, ст. Лесная Поляна, ул. Школьная, системой телевизионного (видео-) наблюдения в течение ДВУХ лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Председательствующий : подпись Е.Ю. Мирончик