решение от 24.05.2012 по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения



Дело № 2- 499/2012

Поступило в суд 06.04.2012 г.

                     Р Е Ш Е Н И Е                

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года                            р.п. Коченево

    Коченевский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.

с участием прокурора                          Баландина Е.И.,

при секретаре Нестеренко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения,

установил:

Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации на территории поселения мест захоронения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Коченевского района Новосибирской области требований земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории поселения мест захоронения (кладбищ).

Согласно сведениям Коченевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на территории муниципального образования Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области земельные участки под захоронения (кладбища) не регистрировались.

В соответствии с информацией администрации Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области на территории данного муниципального образования имеется одно место захоронения кладбища (с. Федосиха). Правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые захоронениями, отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 4 Закона о погребении определено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Закона о погребении создание новых и реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»

Согласно пункту 2 СанПиН 2.1.2882-11 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

В соответствии с пунктами 1 и 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

На основании статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, ответчиком неправомерно не выполняется обязанность организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддается точному установлению, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит признать незаконным бездействие администрации Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства и возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 09.07.2012 г., оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенный в с. Федосиха.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы, изложенные в иске, в полном объеме, просит обязать к исполнению до 01.07.2013 года.

Глава Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Баун СФ – исковые требования признал в полном объеме.

Суд принимает признание иска ответчиком, считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд

решил :

признать незаконным бездействие администрации Федосихинского сельсовета Коченевского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства и возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 01.07.2013 года, оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенный в с. Федосиха.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Коченевский районный суд.

Председательствующий : ____________ Е.Ю. Мирончик