Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Сангар "Дата обезличена".
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Горохова Ю.М., единолично, с участием истца помощника прокурора Кобяйского района РС (Я) Крыловой Л.П., представителя ответчиков Спиридоновой Л.Н., при секретаре Канининой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №11 «Нелтэнкэ», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» об обязании принять меры по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №12 «Кэскил», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №14 «Сардаана», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №13 «Кустук», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №17 «Чуораанчык», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» об обязании принять меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кобяйского района РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки прокуратурой Кобяйского района РС (Я) соблюдения законодательства о лицензировании деятельности в образовательных и социальных учреждениях для несовершеннолетних установлено, что Муниципальному общеобразовательному учреждению Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №11 «Нелтэнкэ», осуществляют деятельность без лицензии на образовательную деятельность, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №13, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №12 «Кэскил», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №14 «Сардаана», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №13 «Кустук», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №17 «Чуораанчык» осуществляют деятельность без лицензии на медицинскую деятельность.
Просит обязать принять меры по получению лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности. Все эти детские сады работали без лицензии на медицинскую деятельность.
Представитель соответчика администрации МО «Кобяйский улус (район) РС (Я)» о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, однако в суд не явился.
В судебном заседании помощник прокурора Крылова Л.П. поддержала свое заявление и пояснила, что она считает, что вышеуказанные детские сады и дошкольные образовательные учреждения обязаны иметь необходимые лицензии. Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» сообщает, что медицинский персонал в детских дошкольных учреждениях обязаны иметь лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи. Согласно ст. 10 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг. Таким образом, лицензия на медицинскую деятельность - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида работ и услуг в котором также строго адрес места осуществления медицинской деятельности. В ходе проведенных проверок по данным детским дошкольным образовательным учреждениям, было установлено, что в них во всех имеется типовой, частично оснащенный медицинский кабинет и штатный медицинский работник, принятый на работу для оказания доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу воспитанникам, а именно оказание первой медицинской помощи ребенку в случае необходимости, по приказу на основании штатного расписания.
Представитель ответчика Спиридонова Л.Н. в суде иск прокурора не признала и пояснила, С иском я не согласна, прокурор в своих требованиях ссылается на статью 15 об охране здоровья граждан, статью 5 Федерального Закона от 8.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 96п.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, а также статью 10 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но при изучении данных статей, и НПА я не нашла что образовательные учреждения обязаны сами оформлять лицензии. В ФЗ от 8.08.2001г. №128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждает положение о лицензировании конкретных видов деятельности, но данные действия не распространяются на образовательную деятельность в отношении медицинского лицензирования. Положение о лицензировании медицинской деятельности распространяется на тех, кто входит в систему здравоохранения, а детские образовательные школы и дошкольные образовательные учреждения не входят в систему здравоохранения, они входят в систему образования. Также прокурор ссылается на пункт 25 типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666, но в нем не написано, что детские дошкольные образовательные учреждения должны получать лицензии на медицинскую деятельность. На данный момент у них в штате детских садов имеется медицинская сестра, но нигде не указано, что такой работник должен иметь лицензию, непосредственно медицинской деятельностью она не занимается. В ходе проверок МОУ - Сеген-Кюельской средней общеобразовательной школы и МДОУ - детский сад №11 «Нелтэнкэ» прокуратурой не были установлены настоящие причины неполучения лицензий на образовательную деятельность, она считаю это существенным нарушением. Данные школы хотят и делают все возможное для получения данных лицензий, но у них нет на это возможности.
Выслушав помощника прокурора Крылову Л.П., представителя ответчика Спиридонову Л.Н., также исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Кобяйского района РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании деятельности в образовательных и социальных учреждениях для несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем 2 ч.3 ст.49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К лицензионным относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иначе, чем посредством лицензирования.
Согласно ст.12 Закона РФ « Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат образовательные учреждения (п.6 ст.33 ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №277 утверждены Положения о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.17,21 Закона РФ № 3266-1 образовательная деятельность осуществляется при наличии соответствующей лицензии.
Согласно пункта 13 постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года №233 (ред.от 10 марта 2009 года) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Следовательно, образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В ходе судебного заседания установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, «Куерэгэй», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №11 «Нелтэнкэ» в нарушение законодательства о лицензировании Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность без соответствующей лицензии (разрешения).
Согласно пунктов 1.7, 1.8 Устава Учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №11 «Нелтэнкэ» является администрация МО «Кобяйский улус (район) РС (Я)», финансирование осуществляется учредителем.
В соответствии с п.п. 1,2,3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», определяющего компетенцию и ответственность образовательного учреждения, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, установленных законодательством РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения.
Согласно ст.51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
В соответствии с пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ №30 от 22 января 2007 года, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической и т.д. медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению.
Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи подлежат обязательному лицензированию.
Согласно перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности ( в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 года №241) работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической……..медицинской помощи включают работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), сестринскому делу.
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Согласно пункта 2.16.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 года «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПИН 2.4.1.1249-03», медицинские работники ДОУ проводят:
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры Госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке;
- систематический контроль за санитарным состояние и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
- организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему;
- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за пищеблоком и питанием детей;
- ведение медицинской документации.
Согласно пунктов 1.7, 1.8 Устава Учредителем Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №12 «Кэскил», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №14 «Сардаана», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №13 «Кустук», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №17 «Чуораанчык» является администрация МО «Кобяйский улус (район) РС (Я)», финансирование ДОУ осуществляется учредителем.
Статьей Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 96 п.1 ст.17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на территории РФ, подлежит лицензированию.
В ходе судебного заседания установлено, что в МДОУ - детский сад №13, детский сад №15 «Кэнчээри», детский сад №10 «Хатынчаан», детский сад №12 «Кэскил», детский сад №18 «Чуораанчык», детский сад №9 «Хатынчаан», детский сад №22 «Кэнчээри», детский сад №14 «Сардаана», детский сад №13 «Кустук», детский сад №17 «Чуораанчык» имеется типовой, частично оснащенный медицинский кабинет и штатный медицинский работник согласно штатному расписанию на основании приказов о приеме на работу для оказания доврачебной медицинской помощи, по сестринскому делу воспитанникам, а именно оказания первой медицинской помощи ребенку в случае необходимости, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Между тем в вышеуказанных учреждениях лицензия (разрешение) на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что иск прокурора обоснованный и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №11 «Нелтэнкэ», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» об обязании принять меры по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №12 «Кэскил», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №14 «Сардаана», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №13 «Кустук», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению - детский сад №17 «Чуораанчык», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» об обязании принять меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия) принять меры к организации лицензирования Муниципального общеобразовательного учреждения Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №11 «Нелтэнкэ».
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №11 «Нелтэнкэ» принять меры по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Обязать администрацию Муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия) принять меры к организации лицензирования медицинских кабинетов Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №12 «Кэскил», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №14 «Сардаана», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №13 «Кустук», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №17 «Чуораанчык».
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №12 «Кэскил», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №14 «Сардаана», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №13 «Кустук», Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №17 «Чуораанчык» принять меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Сеген-Кюельская средняя общеобразовательная школа, Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №11 «Нелтэнкэ», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №13, Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №15 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №10 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №12 «Кэскил», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №18 «Чуораанчык», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №9 «Хатынчаан», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №22 «Кэнчээри», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №14 «Сардаана», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №13 «Кустук», Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №17 «Чуораанчык», администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» госпошлину в доход государства в сумме 4000 рублей с каждого ответчика.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) в течение 10 дней через Кобяйский районный суд РС (Я).
Председательствующий: п/п Горохов Ю.М.
Копия с подлинным верна
Судья: Горохов Ю.М.
Секретарь с/з: Канинина А.О.