Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Сангар. 20 мая 2011 года. Кобяйский районный суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Горохова Ю.М., единолично, с участием помощника прокурора Кобяйского района РС (Я) Крыловой Л.П., представителя ответчика Спиридоновой Л.Н., заинтересованного лица главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности Кобяйского района Сидорова С.В., при секретаре Семеновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского ДЕЛА по исковому заявлению прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кобяйского района РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах, ссылаясь на то, что прокуратурой Кобяйского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления Кобяйского района. Органами пожарного надзора выявлено, что поселок Сангар, поселение в составе МО «Поселок Сангар» не соответствует требованиям противопожарной безопасности. Так, в поселении не обеспечено противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не произведены очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, не создан резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, не обеспечены своевременные передачи сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе Просит обязать обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, произвести очистку территории населенного пункта от горючих отходов, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Крылова Л.Н. поддержала иск и пояснила, что была проведена проверка с привлечением ГПН были установлены нарушения, указанные в исковом заявлении. Федеральными законами на органы местного самоуправления возлагаются определенные обязанности по защите населения от ЧС0-лесных пожаров. Неисполнение может повлечь серьезные последствия, создать угрозу жизни и здоровью населения. Затрагиваются интересы неопределенного круга лиц. В свете последних событий это актуальная тема. Устранить в месячный срок по вступлении решения в законную силу. Представленные ответчиком материалы не устанавливают фактическое исполнение, от своих требований в части произвести очистку территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы отказывается, просит прекратить. Отказ прокурора в части требований об очистке территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы судом принят. Определением суда иск прокурора в этой части производством прекращен. Представитель ответчика Спиридонова Л.Н. в суде иск прокурора не признала и пояснила, что прокуратура просит обязать обеспечить исправно звуковой системы оповещения. В АМО имеется система оповещения, подтверждается актом. Просит истец создать резерв ГСМ и материально-технических средств, у них есть резерв ГСМ и материально-технических средств, подтверждается выпиской, просит произвести очистки территории от сухой травы, мероприятия проводятся ежегодно, подтверждается распоряжением о проведении месячника. Все мероприятия по очистке сухой травы выполнены. Каждый понедельник на уровне района совещание главы, где обсуждаются все эти мероприятия, двухмесячники выполнены. Противопожарное расстояние 50 метров, для этого требуется большое финансирование, написали ходатайство о финансировании. АМО не бездействует, принимаются меры для устранения. АМО «Кобяйский улус» готова профинансировать, имеется письмо управляющего. Имеется паспорт, в целом АМО готова к пожароопасному сезону. Громкоговорители в исправном состоянии. Согласно письма думает, что администрация района выделит нужную сумму. Громкоговорители три штуки установлены, по улице Ленина, ДК. Требования установки по всему периметру громкоговорителей в предписании не указаны, не указано конкретно, что должны быть установлены по всему периметру. Недостаточность ГСМ ничем не обосновывают, средств хватит, подтверждается выпиской из бюджета. По первому пункту финансирование отсутствует, но работа идет, приняты все меры. Заинтересованное лицо Сидоров С.В. в суде пояснил, что 16 марта была проведена проверка населенного пункта, были выявлены 8 нарушений. Было дано предписание со сроками устранения. При проверке присутствовал глава Каймонов. По поводу звукового оповещения разговаривал с главой, он сказал, что имеется одно звуковое оповещение, с его слов они были неисправны, должно быть по всему периметру населенного пункта, расстояние между ними около 50 метров, этого нет. Во время проверки не были предоставлены документы по ГСМ. Не был разработан план мероприятий, исключающий возможность переброса огня. Должны приобрести ГСМ. Выслушав помощника прокурора Крылову Л.П., представителя ответчика Спиридонову Л.Н., заинтересованное лицо Сидорова С.В., также исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Кобяйского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления Кобяйского района. Из информации начальника Кобяйского района по пожарному надзору Сидорова С.В. следует, что из 8 населенных пунктов Кобяйского района, подверженных угрозе лесных пожаров 6 не соответствуют требованиям безопасности. Вместе с тем органом местного самоуправления МО «Поселок Сангар» самостоятельно утвержден паспорт пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, и орган местного самоуправления пришел к выводу о готовности неселенного пункта к летнему пожароопасному сезону. Между тем органами пожарного надзора выявлено, что поселок Сангар, поселение в составе МО «Поселок Сангар» не соответствует требованиям противопожарной безопасности. Так, согласно акта проверки органа местного самоуправления МО «Поселок Сангар» <номер обезличен> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения обязательных требований: не обеспечено противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не произведены очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, не создан резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, не обеспечены своевременные передачи сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе. 16 марта 2011 года главе МО «Поселок Сангар» Каймонову Н.Г. государственным инспектором Кобяйского района по пожарному надзору направлено предписание с требованием устранить вышеуказанные нарушения с указанием пунктов. Между тем, согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; также согласно п.9 ч.1 ст.14 данного федерального закона к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со тс.6 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Статьей 7 данного федерального закона установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Часть 2 ст.11 ФЗ №68-ФЗ относит к самостоятельным полномочиям органов местного самоуправления: а) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, б) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения, в) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, г) осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, д) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, е) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращение за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.53.7 Лесного Кодекса РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных Лесным Кодексом РФ. Согласно ст.19 ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселений и городских округов, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Представитель ответчика Спиридонова Л.Н. в суде фактически признала первый пункт нарушений: не обеспечение противопожарного расстояния с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), отсутствие планов мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения. Невыполнение данных требований законодательства представитель ответчика объяснила отсутствием финансирования, что не освобождает ответчика от устранения вышеуказанных нарушений. Представитель ответчика Спиридонова Л.Н. в суде пояснила, что три штуки громкоговорителя установлены по улице Ленина, ДК, предоставив в суд в качестве доказательства акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ трех штук громкоговорителей и 1 штуки усилителя ТУ-100. Между тем из пояснений заинтересованного лица Сидорова С.В. следует, что звуковое оповещение должно быть по всему периметру населенного пункта, расстояние между ними должно быть около 50 метров, что явно недостаточно для такого населенного пункта, как поселок Сангар. Представитель ответчика Спиридонова Л.Н. в суде также пояснила, что у ответчика есть резерв ГСМ и материально-технических средств, что подтверждается выпиской из бюджета. Согласно выписки из бюджета администрации МО «Поселок Сангар» Кобяйского улуса РС (Я) на ДД.ММ.ГГГГ на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрено 369 000 рублей. Между тем согласно акта проверки ответчиком не создан резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров. Таким образом, ответчиком данный пункт нарушений также не устранен. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что иск прокурора обоснованный и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) в течение 10 дней через Кобяйский районный суд РС (Я). Председательствующий: п\п Горохов Ю.М. Председательствующий: Горохов Ю.М.