Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации п. Сангар 2 июня 2011 года. Кобяйский районный суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Горохова Ю.М., единолично, с участием помощника прокурора Кобяйского района РС (Я) Крыловой Л.П., представителя ответчика Татариновой С.А., при секретаре Семеновой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского ДЕЛА по исковому заявлению прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Кобяйский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании в селе Кобяй обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кобяйского района РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах, ссылаясь на то, что прокуратурой Кобяйского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления Кобяйского района. Органами пожарного надзора выявлено, что поселок Кобяй, поселение в составе МО «Кобяйский наслег» не соответствует требованиям противопожарной безопасности. Так, в поселении не обеспечено противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не произведены очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, не создан резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, не обеспечены своевременные передачи сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе Просит обязать обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, произвести очистку территории населенного пункта от горючих отходов, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, создать резерв горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. О месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо главный государственный инспектор отделения надзорной деятельности Кобяйского района Сидоров С.В. надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании помощник прокурора Крылова Л.Н. поддержала иск и пояснила, что по пункту 1 отзыва в части того, что органы местного самоуправления должны быть уведомлены в течение 3 дней, плановая проверка не была проведена - была проведена внеплановая проверка, основанием для проверки являются в соответствии с Законом распоряжение руководителя. По пункту 2 отзыва - предметом документарной проверки послужили выполнение обязательных требований, по пункту 4 - это входит в перечень работ, разработка и обеспечение орган местного самоуправления должен принимать участие в предупреждении, обязаны оперативно и достоверно информировать население. Глава расписался, то есть он был согласен, устранение нарушений является полномочиями органа местного самоуправления. Просит суд обязать администрацию Муниципального образования «Кобяйский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) в селе Кобяй обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом до ДД.ММ.ГГГГ, разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. От своих требований в части произвести очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, создания резерва горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров отказывается, просит прекратить производство. Отказ прокурора в части требований об очистке территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, создания резерва горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для ликвидации последствий природных пожаров судом принят. Определением суда иск прокурора в этой части производством прекращен. Представитель ответчика Татаринова С.А. в суде иск не признала и пояснила, что проверка не была проведена, Сидоров приезжал в марте 2011 года, глава наслега не был поставлен в известность. Сидоров попросил по телефону главу подписать. Планы мероприятий 2 колокола установлены в поселке, запас ГСМ и инвентарь имеется, подтверждения документального нет. В части расчистки минерализированных полос просит дать срок до конца сентября 2012 года. Выслушав помощника прокурора Крылову Л.П., представителя ответчика Татаринову С.А., также исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Кобяйского района РС (Я) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления Кобяйского района. Из информации начальника Кобяйского района по пожарному надзору Сидорова С.В. следует, что из 8 населенных пунктов Кобяйского района, подверженных угрозе лесных пожаров 6 не соответствуют требованиям безопасности. Вместе с тем органом местного самоуправления МО «Кобяйский наслег» самостоятельно утвержден паспорт пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, и орган местного самоуправления пришел к выводу о готовности населенного пункта к летнему пожароопасному сезону. Между тем органами пожарного надзора выявлено, что поселок Кобяй, поселение в составе МО «Кобяйский наслег», не соответствует требованиям противопожарной безопасности. Так, согласно акта проверки органа местного самоуправления МО «Кобяйский наслег» <номер обезличен> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения обязательных требований: не обеспечено противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами), не разработаны планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, не произведены очистки территории населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой травы, отсутствует исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, не обеспечены своевременные передачи сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе. 8 апреля 2011 года главе МО «Кобяйский наслег» Кобякову И.П. государственным инспектором Кобяйского района по пожарному надзору направлено предписание с требованием устранить вышеуказанные нарушения с указанием пунктов. При этом доводы представителя ответчика о том, что начальник ГПН в селе Кобяй проверку не проводил, в связи с чем сама проверка и акт проверки сделаны незаконно, с нарушением установленных правил и не соответствуют действительности, необоснованны. Как видно из материалов дела, начальник Кобяйского района по пожарному надзору Сидоров С.В. действительно выезжал в село Кобяй в марте месяце 2011 года, что подтверждается самим представителем ответчика, проводил внеплановую проверку, акт проверки составлен по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в поселке Сангар в ОНД Кобяйского района. Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; также согласно п.9 ч.1 ст.14 данного федерального закона к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.6 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Статьей 7 данного федерального закона установлено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Часть 2 ст.11 ФЗ №68-ФЗ относит к самостоятельным полномочиям органов местного самоуправления: а) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, б) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения, в) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, г) осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, д) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, е) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращение за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.53.7 Лесного Кодекса РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных Лесным Кодексом РФ. Согласно ст.19 ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории поселений и городских округов, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Из пояснений представителя ответчика следует, что в поселке для оповещения населения установлены два колокола. По существующим требованиям звуковое оповещение должно быть по всему периметру населенного пункта, расстояние между ними должно быть около 50 метров, что явно недостаточно для такого населенного пункта, как поселок Кобяй с общей площадью 25 квадратных километров. Ответчиком нарушения не устранены. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что иск прокурора обоснованный и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кобяйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Кобяйский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании в селе Кобяй обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами) до ДД.ММ.ГГГГ, разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу - удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования «Кобяйский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) в селе Кобяй обеспечить противопожарное расстояние с лесным массивом: от границ застройки поселения (в том числе от жилых домов окраин) до лесных массивов не менее 50 метров (очистка от насаждений, защитные полосы), от границ застройки поселения с 1-2-х этажной индивидуальной (частной) застройкой не менее 15 метров, от производственных зданий и сооружений до лесных массивов не менее 50 метров, от оси высоковольтных линий до леса просеки в соответствии с ПУЭ (шириной не менее: высота деревьев + ширина между соседними проводами) до ДД.ММ.ГГГГ, разработать планы мероприятий, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на объекты поселения, обеспечить исправной звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации, обеспечить своевременную передачу сведений о проводимой работе по защите поселения от лесных пожаров в надзирающий орган - в Отделение Госпожнадзора в Кобяйском районе в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) в течение 10 дней через Кобяйский районный суд РС (Я). Председательствующий: п\п Горохов Ю.М. Председательствующий: Горохов Ю.М.