О признании пункты Устава противоречащим федеральному законодательству



Дело № 2-76/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Сангар                                                                                                          23 марта 2012 года.

Кобяйский районный суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Канининой А.О., с участием:

заместителя прокурора Кобяйского района РС(Я) Оконешникова С.П.,

представителя ответчика Ноговицына В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Кобяйского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Арыктахский наслег» о признании противоречащим федеральному законодательству отдельные пункты Устава МО «Арыктахский наслег»,

                                       У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Оконешников С.П. обратился в суд с вышеуказанным требованием, ссылаясь на то, что при проведении проверки установлено, что Устав МО «Арыктахский наслег» после государственной регистрации был вывешен на стенде в здании администрации. Впоследствии в Устав изменения и дополнения не внесены, в установленном федеральным законодательством порядке.

Просит признать противоречащим федеральному законодательству п.п. 5, 17, 21, 22 ч. 1 ст. 5, п.п. 3, 4, 4.1. ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 6.1., ч.3 и 4 ст. 35, ч. 4 ст. 47, ч. 1, 3, 4 ст. 50 Устава МО «Арыктахский наслег» и недействующим с момента вынесения решения суда.

В судебном заседании заместитель прокурора Оконешников С.П. заявление поддержал и пояснил, что Устав зарегистрирован в министерстве юстиции РС(Я) и до сих пор, несмотря на представление об устранении нарушений, не внесено изменений с последующей регистрацией. Отдельные пункты Устава противоречат федеральному законодательству. Просит признать пункты Устава недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика Ноговицын В.П. с иском согласен, суду пояснил, что Устав с изменениями и дополнениями направлен для регистрации в Минюст уже 4 раз, минюстиции все время возвращает на доработку.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Устав муниципального образования «Арыктахский наслег» Кобяйского улуса (района) РС(Я) (далее Устав) зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я) ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 5 ч. 1 ст. 5 Устава: к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, противоречит п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

Пункт 17 ч. 1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации благоустройства мест массового отдыха населения. Данный пункт противоречит п. 15 ч. 1 статья 14, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ).

Пункт 17 ч. 1 ст. 5 Устава: к вопросам местного значения относятся - утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Пункт противоречит пункту 20 ч. 1 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ).

Как утверждает прокурор пункт 22 ч. 1 ст. 5 Устава: организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номерами домов, противоречит п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.

В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - в целях реализации положений пунктов 19 и 21 части 1 статьи 14, пунктов 25 и 27 части 1 статьи 16, пункта 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) органы местного самоуправления в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимают либо приводят в соответствие с указанными положениями нормативные правовые акты, касающиеся благоустройства территорий.

Настоящий закон вступил в законную силу с 1 января 2012 года.

Следовательно, в этой части требований прокурора следует отказать.

                 Пункт 3 ч. 1 ст. 6 Устава: в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа, противоречит с п. 3 ч. 1 ст. 17, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Пункт 4 ч. 1 ст. 6 Устава: в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, противоречит пункту 4. ч. 1 ст. 17, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ).

Пункт 4.1. ч. 1 ст. 6 Устава: в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельского поселения обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования и органами местного самоуправления Кобяйского района. Данный пункт противоречит п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"): регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения (п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

Часть 1 ст. 6.1. Устава: органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"0, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местного бюджета ( за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета РС(Я). Согласно п. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ).

Пункт 3 ст. 35 Устава: Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 4 (четыре) года, данный пункт противоречит п. 5 ст. 24, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") - срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Пункт 4 ст. 35 Устава: Избирательная комиссия сельского поселения формируется наслежным Советом в количестве 5 членов с правом решающего голоса, пункт противоречит п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Пункт 4 ст. 47 Устава: особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Пункт 6 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") утратил силу (Федеральный закон № 286-ФЗ от 03.11.2010г.).

Пункты 1 и 3 ст. 50 Устава: Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, Наслежная администрация принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. Учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени сельского поселения выступает наслежная администрация. Глава наслежной администрации своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год, противоречат пункту 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

Пункт 4 ст. 50 Устава - органы местного самоуправления от имени сельского поселения субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") - Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные пункты Устава МО «Арыктахский наслег» противоречат вышеуказанным федеральным законам, в силу этого являются незаконными, недействующими полностью со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

Заявление заместителя прокурора Кобяйского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Арыктахский наслег» - удовлетворить частично.

Признать пункты 5, 17, 21 части 1 статьи 5, пункты 3, 4, 4.1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 6.1, части 3 и 4 статьи 35, часть 4 статьи 47, части 1, 3, 4 статьи 50 Устава Муниципального образования «Арыктахский наслег» Кобяйского улуса (района Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд РС(Я) через Кобяйский районный суд РС(Я).

                                                     Председательствующий: п/п Тимофеев А.И.