о признании решения межведомственной комиссии о пригодности дома для проживания незаконным, обязании признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, получении социальной выплаты на приобретение жилья



    Дело № 2-3/2011                                                                      

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Княгинино                                                          «01» июня 2011г.

      Княгининский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Миронова С.А.,

при секретаре Родионовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизаревой М.А. кАдминистрации Княгининского района Нижегородской областио признании решения межведомственной комиссии о пригодности дома для проживания незаконным, обязании признания нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

     Истица в обоснование заявленных требований указала, что она является женой умершего участника ВОВ, ставшего инвалидом, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона « О ветеранах».

     На основании ФЗ «О ветеранах» она, как вдова участника ВОВ, имеет право за счет средств госбюджета получить благоустроенное жильё или единовременную выплату на приобретение жилья, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

      В настоящее время она проживает в <адрес обезличен>, право собственности на который не зарегистрировано.

      На основании п. 4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии с подп.3.1 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»по письменным заявлениям указанных в подп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

03 февраля 2010 года межведомственная комиссия Администрации Княгининского района провела обследование её жилого дома. В результате обследования было выявлено, что у дома отсутствует фундамент, стены деревянные, установлен значительный износ несущих и ограждающих конструкций здания, деревянные конструкции наружных стен находятся в стадии гниения, оконные блоки разрушаются, отсутствует отмостка дома, отсутствует водоснабжение, канализация, в доме печное отопление, что для 85-летней вдовы, передвигающейся с двумя клюшками, неприемлемо. В зимнее время температура в доме опускается до нуля градусов. Комиссия отметила ветхость электропроводки, вероятность возгорания и возможности риска получения травм при передвижении. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что дом непригоден для проживания.

Межведомственная комиссия по результатам обследования сделала вывод, что выявленные факты приводят к деформации и разрушению фундамента жилого дома (который отсутствует), разрушению конструктивных элементов, уменьшению прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, т.е. снижению их работоспособности, ухудшению эксплуатационных свойств конструкций здания в целом. При дальнейшей эксплуатации жилого дома без проведения ремонта возможен риск получения травм гражданами при передвижении, есть вероятность возгорания помещения. Комиссия пришла к выводу, что дом пригоден для проживаний, но требует капитального ремонта.

Ст. 26 ФЗ « О ветеранах» предусмотрена ответственность должностных лиц, в том числе должностных лиц органов местного самоуправления, за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах.

      Истец просит признать заключение межведомственной комиссии Администрации Княгининского района Нижегородской области по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, незаконным и нарушающим закон «О ветеранах».

     Признать Сизареву М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

     Признать Администрацию Княгининского района Нижегородской области виновной в нарушении законодательства РФ и привлечь к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в соответствии со ст. 26 ФЗ «О ветеранах».

     В судебном заседании от 11.01.2011 года представитель истца по доверенности ФИО1 представила заявление об уточнении исковых требований (л.д.38)

     Просит признать заключение межведомственной комиссии Администрации Княгининского района Нижегородской области по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> незаконным.

     Признать Сизареву М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выплатить Сизаревой М.А. социальную выплату для приобретения жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и привлечь его в качестве соответчика.

      От искового требования в части признания Администрации Княгининского района Нижегородской области виновной в нарушении законодательства РФ и привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в соответствии со ст. 26 ФЗ «О ветеранах», отказалась.

      В данной части судом вынесено определение о прекращении производства (л.д.36).

      В судебном заседании от 01.06.2011 года представитель истца по доверенности ФИО1уточнила исковые требования и отказалась от искового требования в части обязания Министерства социальной политики Нижегородской области выплатить Сизаревой М.А. социальную выплату для приобретения жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ( л.д. 135).

    В данной части судом вынесено определение о прекращении производства (л.д.138).

      Дополнительно просит взыскать с Администрации Княгининского района Нижегородской области в пользу Сизаревой М.А. расходы по оплате расходов за проведение строительно-технической экспертизы в сумме 12112 рублей 80 копеек ( л.д. 133)       

       Исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Вместе с этим дополнила, и показала, что обследование межведомственной комиссией жилого дома 30.12.2010 года по её мнению проходило формально, дом был обследован визуально, без участия специалистов. В связи с этим просила назначить строительно-техническую экспертизу. Кроме того, поскольку она не знает, каким нормативным документом в своей деятельности должна руководствоваться межведомственная комиссия, поэтому она сделала ссылку на то, что заключение межведомственной комиссии, являясь, по её мнению, незаконным, нарушает федеральный закон «О ветеранах».

Представители ответчика Администрации Княгининского района Нижегородской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании представленных доверенностей, в судебном заседании исковые требования признали. Вместе с этим, в судебном заседании показали, что заключение межведомственной комиссии было принято в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (в ред. Постановления Правительства от 02.08.2007 г. № 494). Именно на основании вышеуказанного нормативного документа, регламентируется порядок работы и составления заключения межведомственной комиссии, а не федеральным законом «О ветеранах», как указывает истица. Поэтому, принятие какого-либо решения межведомственной комиссией, не может напрямую нарушать закон «О ветеранах». С заключением строительно-технической экспертизы согласны и не оспаривают её выводы.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.130).

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

       В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (в ред. от 06.05.2010г.) «О ветеранах» семьи погибших (умерших) участников ВОВ обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания).

      Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

      В соответствии с п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

      Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

      Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494), орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. (п. 43 Положения).

       В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Судом установлено, что Сизарева М.А. проживает по адресу: <адрес обезличен> жилом доме общей площадью 35 кв.м. 1960 года постройки.

30.11.2010 года истец обратилась в Администрацию Княгининского района Нижегородской области с заявлением об обследовании её жилищных условий и решения вопроса о постановки её на учет, как нуждающуюся в улучшении жилья вдову умершего участника ВОВ (л.д.33).

      На момент обращения Сизаревой М.А. с заявлением, межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением Администрации Княгининского района Нижегородской области №429 от 13.10.2006г. (л.д.26-32), уже было проведено обследование жилого дома Сизаревой М.А. расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на основании которого был составлен акт обследования жилого дома и заключение № 114 от 03.02.2010г., согласно которым комиссия сделала заключение о пригодности жилого дома для проживания, но требующего капитального ремонта (л.д.11-13).

Согласно повторному акту обследования жилого дома Сизаревой М.А. и заключению межведомственной комиссии № 148 от 30.12.2010 года, комиссия пришла к выводу, что жилой дом, принадлежащий Сизаревой М.А. пригоден для проживания, но требует капитального ремонта (л.д.53-56).

      На основании актов обследования жилого дома Сизаревой М.А. от 03.02.2010г. и 30.12.2010г. были установлены факты, приводящие к деформации и разрушению фундамента жилого дома, разрушению конструктивных элементов, уменьшению прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, т.е. снижению их работоспособности, ухудшению эксплуатационных свойств конструкций здания в целом, и при дальнейшей эксплуатации жилого дома без проведения ремонта возможен риск получения травм гражданами при передвижении, и имеется вероятность возгорания помещений. Вместе с этим межведомственная комиссия приняла решение о пригодности жилого дома для проживания, но требующего капитального ремонта.

      По ходатайству представителя истца ФИО1 судом была назначена строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой с согласия сторон был поставлен вопрос: определить техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащего истице - Сизаревой М.А.

    Согласно заключению эксперта № 1208/06-2 от 03 мая 2011 года, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций, а также инженерных коммуникаций <адрес обезличен>, характеризуется как непригодное к дальнейшей эксплуатации. Угроза внезапного обрушения ограждающих конструкций (стен) указанного дома имеется. Условия проживания в данном доме противоречат условиям, предъявляемым строительными нормами и правилами для жилых домов (л.д. 106-113).

      С заключением эксперта представители ответчика в судебном заседании согласились и не оспаривают данные выводы.

    В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

      С учетом представленных доказательств суд пришел к выводу, что заключение межведомственной комиссии № 148 от 30.12.2010 года по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>., принадлежащего истице Сизаревой М.А., не может быть признано законным и вывод комиссии о пригодности данного жилого дома для проживания, с проведением капитального ремонта, является преждевременным.

     Таким образом, истица Сизарева М.А. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, а следовательно имеющей право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в ред.от 06.05.2010г.) «О ветеранах».

       При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

      На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации Княгининского района Нижегородской области в пользу истца Сизаревой М.А. следует взыскать расходы по оплате стороительно-технической экспертизы в сумме 12112 рублей 80 копеек.

          На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

      Исковые требования Сизаревой М.А. удовлетворить.

      Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Княгининского района Нижегородской области по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда от 30 декабря 2010 года по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, незаконным.

     Признать Сизареву М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес обезличен>, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

     

Взыскать с Администрации Княгининского района Нижегородской области в пользу Сизаревой М.А. расходы по оплате расходов за проведение строительно-технической экспертизы в сумме 12112 (Двенадцать тысяч сто двенадцать) рублей 80 копеек.

      Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через районный суд.

      Судья                                                                               С.А. Миронов