О признании незаконным бездействия администрации в части постановки на учет бесхозяйного имущества



Дело № 2-844/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2010 года г. Емва

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Захваткина И.В.,

При секретаре Синица Р.Ш.,

С участием прокурора Княжпогостского района Федоровой В.С.,

Главы администрации сельского поселения «...» Стеблиной Л.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Княжпогостского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «...» в части постановки на учет бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Княжпогостского района обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «...», не принимающей мер к принятию на учет объектов недвижимого имущества (двух жилых рубленных домов, дома нежилого, конюшни, сеновала, овощехранилища, помещения для хозяйственных нужд и хранения ГСМ, дровяника), находящихся в местечке ... на территории сельского поселения «...» Княжпогостского района, и обязании администрацию сельского поселения «...» обратиться в Княжпогостский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми с заявлением о постановке на учет указанных объектов, как бесхозяйных недвижимых вещей.

В заявлении и судебном заседании прокурор указал, что на территории сельского поселения «...» в местечке ... находятся указанные выше бесхозяйные строения, которые представляют собой недвижимое имущество и подлежат принятию на учет органом местного самоуправления. В настоящее время в данных строениях, которые не имеют законного владельца, проживают общиной 17 человек, в том числе двое малолетних детей. В случае обрушения строений или пожара может быть причинен ущерб жизни и здоровью граждан, произойти возгорание леса с причинением ущерба лесному фонду. Представление прокурора в адрес администрации сельского поселения «...» от 30 ноября 2009 года о принятии на учет указанных бесхозяйных вещей не выполнено.

Представитель администрации сельского поселения «...» Стеблина Л.Н. требования прокурора не признала, указав, что администрация поселения не имеет интересов по постановке на учет и приобретению прав на указанные объекты. Строения в местечке ..., где ранее располагалась исправительная колония, не зарегистрированы ни в каких органах и не имеют собственника. Местечко ... не является населенным пунктом и находится на расстоянии около 70 километров от пст. .... Считает, что указанные строения не нарушают прав и законных интересов каких-либо лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора удовлетворить.

Согласно ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены права и свободы неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено и данные обстоятельства подтверждаются представленными материалами, что указанные строения в местечке ... принадлежали исправительной колонии подразделения .... В 1991 году строения были переданы Кылтовскому леспромхозу. В 2000 году, после процедуры банкротства, леспромхоз был ликвидирован. В настоящее время строения не имеют законного владельца.

Справками из Управления Федеральной регистрационной службы и РБТИ по Княжпогостскому району подтверждается отсутствие регистрации каких-либо недвижимых объектов в местечке ...

Согласно ст. 225 п. 1 и п. 3 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Доказательств, что строения в местечке ... имеют собственника, суду не представлено.

Принятие на учет объектов недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, осуществляется в соответствии с «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580.

В силу данного «Положения…» принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа, производят территориальные органы Федеральной регистрационной службы, по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Таким образом, в силу указанных нормативных актов администрация сельского поселения «...» обязана обратиться в Княжпогостский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми с заявлением о постановке на учет указанных объектов, не имеющих собственников, как бесхозяйных недвижимых вещей, в порядке, установленном «Положением…».

Доводы администрации сельского поселения «...», что обращение с заявлением о постановке на учет недвижимых вещей, является их правом, суд находит неосновательными применительно к данному делу.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 3 «Европейской Хартии местного самоуправления» от 15 октября 1985 года под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в ст. 14 ч. 1 пунктах 8 и 9 указано, что к вопросам местного значения поселений относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности и предупреждение чрезвычайных ситуаций.

Суд находит, что постоянное проживание граждан, в том числе малолетних детей, в строениях, которые не имеют собственника, не зарегистрированы либо признаны в установленном порядке жилыми, представляет угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе малолетних детей, которые не могут самостоятельно защищать свои права.

Кроме того, суд находит, что в случае пожара строений, есть вероятность проникновения огня по траве в лесной массив.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил инспектор пожарного надзора по Княжпогостскому району ФИО5

Таким образом, отсутствие собственника или лица, ответственного за надлежащую эксплуатацию строений, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций (пожара, обрушения строений), что повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, а также иных лиц в случае возгорания лесного фонда.

При указанных обстоятельствах, принятие на учет указанных недвижимых объектов в местечке ..., как бесхозяйных, является обязанностью администрации сельского поселения «...».

В связи с изложенным, бездействие администрации сельского поселения «...» в части постановки на учет, как бесхозяйных вещей, недвижимых объектов на территории поселения в местечке ... является незаконным.

В соответствии с нормами ст. ст. 258 ч. 3, 206 ГПК РФ и требованиями прокурора, суд находит обязать администрацию сельского поселения «...», не позднее чем в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обратиться в Княжпогостский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйных недвижимых вещей: двух жилых рубленных домов, дома нежилого, конюшни, сеновала, овощехранилища, помещений для хозяйственных нужд и хранения ГСМ, дровяника, находящихся в местечке ... на территории сельского поселения «...» Княжпогостского района, в порядке, установленном «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Княжпогостского района признать обоснованным.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «...» в части постановки на учет, как бесхозяйных вещей, недвижимых объектов на территории поселения в местечке ....

Обязать администрацию сельского поселения «...», не позднее чем в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обратиться в Княжпогостский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйных недвижимых вещей: двух жилых рубленных домов, дома нежилого, конюшни, сеновала, овощехранилища, помещений для хозяйственных нужд и хранения ГСМ, дровяника, находящихся в местечке ... на территории сельского поселения «...» Княжпогостского района, в порядке, установленном «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 08 июля 2010 года.

Судья И.В. Захваткин