Об обязании поставить истицу на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий



Дело №2-2167 2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 28 октября 2010г. дело по иску Мельниковой М. А. к Администрации городского поселения «<данные изъяты>» об обязании поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,

установил:

Мельникова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения «<данные изъяты>» об обязании поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что ответчик 15 июля 2010г. отказал истцу в заявлении о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, тем самым он отказывается исполнить обязанность по предоставлению жилого помещения, предусмотренную ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих».

Истец и её представитель Кельин П.С. в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика Кулешова Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что администрация городского поселения «<данные изъяты>» ставить на жилищный учет только граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, истец к таковым не относится.

Третье лицо- Представитель <Третье лицо> не явился в судебное заседание, представил отзыв относительно иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие, принятие решения по делу оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Судом, установлено, что истец со 02 сентября 1996 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе, выслуга лет на 01 августа 2010г. составляет в календарном исчислении 19 лет 05 месяцев 22 дня.

До июня 1998г. истец проживала в <адрес>. Вступившим в законную силу решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 14 мая 2005г. <№> Мельникова М.А. и её дочь ФИО6 признаны утратившими право на указанное жилое помещение, также постановлено -снять их с регистрационного учета по указанному адресу.

С июня 1998г. и по настоящее время Мельникова М.А. проживает в однокомнатной <адрес>, общей площадью 29,1 м2, в том числе жилой- 16,7 м2. Данная квартира в период с 30 июня 1998г. находилась в собственности истца, что подтверждается нотариально оформленным договором купли-продажи квартиры от 30.06.1998г., зарегистрированного в реестре за <№>.

18 января 2007г. указанную квартиру истец продала ФИО7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <№> <№>, выданного 07 февраля 2007г. Княжпогостским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми.

В указанной квартире истец проживает на условиях договора коммерческого найма жилого помещения ( договор аренды от 20.02.2010г.), в месте с ней проживают её дочь ФИО8 и зять ФИО9 Истец и члены её семьи зарегистрированы в этой квартире, что подтверждается записями домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>.

Согласно акту обследования помещения, составленному 25 февраля 2010г. межведомственной комиссией администрации городского поселения «<данные изъяты>», квартира, в которой проживает Мельникова М.А., находится в одноэтажном бревенчатом доме, 1941 года постройки, с печным отоплением, не благоустроенном. При обследовании дома установлено, что имеются отклонение межквартирных несущих стен до 10 см., осадка потолков до 5 см., разрушение фундамента, в общем коридоре электропроводка требует замены, нижние венцы несущих стен поражены гнилью, в местах общего пользования наблюдается осадка потолочного перекрытия.

Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась в администрацию городского поселения «<данные изъяты>» по вопросу признания её нуждающейся в получении жилого помещения.

15 июля 2010г. заявление истца о признании её нуждающейся в жилом помещении ответчик оставил без удовлетворения, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 истец не может быть поставлена учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что истец как сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, для этого ей необходимо в установленном порядке быть признанной органом местного самоуправления нуждающейся в получении жилого помещения.

Положения федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяется на военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Истец является сотрудником уголовно-исполнительной системы, поэтому указанный закон на неё не распространяется.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 1 и 3).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», касающаяся вопроса обеспечения жильем сотрудников учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, признана утратившей силу (пункт 10 статьи 33), одновременно в статье 9 настоящего Закона было определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999г. № 825 и принятым в целях его исполнения постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999г. установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 01мая 2006г. в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675, мероприятия по обеспечению жильем отдельной категории граждан осуществляются постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, которым утверждены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В соответствии с пунктом 5 «а» настоящих Правил … право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Пункт 7 Правил.. предусматривает, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Основания и порядок признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, действующего с 01 марта 2005г., принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Из положений статьи 49 Жилищного кодекса РФ следует, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий могут состоять малоимущие граждане, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иная категория граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Так пункт 19 выше приведенных Правил… предусматривает постановку на учет гражданина для участия в приведенной подпрограмме при наличии, в том числе, выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Учитывая, что истец является сотрудником уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении -более 10 лет, то есть имеет право принять участие в указанной Подпрограмме, то она относится с категории лиц, указанных в ч.2 ст. 49 ЖК РФ, которая не надо устанавливать статус «малоимущего гражданина». А орган местного самоуправления при наличии у гражданина, относящегося к категории граждан, установленной ч.2 ст. 49 ЖК РФ, оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении, обязан рассмотреть его заявление о признании его нуждающимся в получении жилого помещения.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Одним из оснований, по которому истцу отказали в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, явилось не представление ходатайства командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, предусмотренного пунктом 7 Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054.

В возражении представитель <Третье лицо> указал, что порядок направления ходатайства в органы местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действующим законодательством для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы не предусмотрено. Также указал, что Федеральный закон от 27.05.1998г.№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», равно как и постановление Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» на сотрудников уголовно-исполнительной системы не распространяются.

Из представленных истцом документов в администрацию городского поселения «<данные изъяты>» следует, что она проживает в однокомнатной неблагоустроенной квартире, общей площадью 29,1 м2, на условиях договора коммерческого найма жилого помещения, с составом семьи из трех человек, в собственности жилое помещение не имеет, следовательно, истец не имеет жилого помещения для постоянного проживания.

Таким образом, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ истец имеет право быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения как гражданин, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Оснований для отказа истцу в признании нуждающейся в получении жилого помещения в порядке ст. 53 ЖК РФ не имеется, поскольку по состоянию на 18 января 2007г., то есть на день отчуждения квартиры, истец также нуждалась в улучшении жилищных условий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку на одного члена семьи, состоящей из трех человек, приходилось менее 11 м2 (учетной нормы -11 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, установленной решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26.09.2005г. № 175).

Доводы представителя ответчика о том, что администрация городского поселения «<данные изъяты>» не полномочна рассматривать заявление истца о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как согласно п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления занимается вопросом обеспечения только малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, суд не принимает во внимание, так как вопросы признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий согласно Жилищному кодексу РФ отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 49- 54 ЖК РФ, постановлениями Правительства от 06.09.1998г. № 1054 и от 21.03.2006г. № 153, ст. ст. 193-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Мельниковой М. А. удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «<данные изъяты>» поставить Мельникову М. А. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в очередь не получение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме (08 ноября 2010г.), путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова