О признании незаконными заключения и приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения



Дело № 2-2501 2010.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 20 октября 2010г. гражданское дело по иску Виговского В.В. к <Ответчик 2> и <Ответчик 1> о признании незаконными заключения от 12 июля 2010г. и приказа от 06.07.2010г. <№> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,

установил:

Виговский В.В. обратился в суд с иском о признании незаконными заключения <Ответчик 2> от 12 июля 2010г. и приказа <Ответчик 1> от 06 июля 2010г. № 1517 об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения Виговскому В.В.

В обоснование иска указано, что истец со 02 июня 2001г. состоит в администрации городского поселения «<данные изъяты>» на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «инвалид». В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 12 июля 2010г. были обследованы жилищные условия истца и вынесено заключение, что квартира находится в ветхом состоянии в связи с физическим износом в процессе эксплуатации необходимо произвести капитальный ремонт строительных конструкций. С данным заключением истец не согласен, так как квартира не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, капитальный ремонт в данном доме осуществляться не будет, так как не включен в план проведения капитального ремонта жилых помещений на ближайшие пять лет. 06 июля 2010г. <Ответчик 1> отказало в предоставлении единовременного денежной выплаты на основании того, что не представлено заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания и в связи с обеспеченностью жилой площадью.

Истец в судебном заседании уточнил заявленные требования, просит признать незаконным приказ <Ответчик 1> от 06 июля 2010г. <№> и восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», пояснил, что проживает в квартире, которая не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, что следует из акта обследования квартиры и заключения комиссии, квартира располагается в ветхом жилом доме, который не подлежит капитальному ремонту, является неблагоустроенным.

<Ответчик 1> не обеспечил явку в судебное заседание представителя, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представил отзыв относительно иска, указав, что представленные Виговским В.В. документы не подтверждают его право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Жилая площадь истца составляет 10.1 кв.м, что превышает норму жилой площади на одного члена семьи в размере 7 кв.м, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190. Общая площадь жилого помещения истцом составляет 18,5 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в Княжпогостском районе в размере 11 кв.м. (решение Совета МО «<данные изъяты>» от 26.09.2005г. № 175). Заключение о признании жилого помещения, а именно <адрес>, непригодным для проживания, не представлено.

Представитель администрации городского поселения «<данные изъяты>» Кулешова Н.В. в судебном заседании поддержала уточненный иск, пояснила, что квартира истца находится в ветхом доме, поэтому он нуждается в улучшении жилищных условий. Список жилых домов, подлежащих капитальному ремонту, находится на согласовании в ЖКХ. Жилой дом, в котором проживает истец, в силу ветхости, наверное, не будет ремонтироваться.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя <Ответчик 1>, так как его неявка не препятствовала рассмотрению дела.

Суд, выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит уточненные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, Виговский В.В. с сентября 1986 г. является инвалидом, 01 февраля 2005г. ему установлена инвалидность второй группы, бессрочно, проживает по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации Емвинского горсовета администрации МО «<данные изъяты>» от 29 августа 2001г. № 169 Виговский В.В. поставлен на жилищный учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.8 «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999г. № 190, с составом семьи из трех человека, со 02 июня 2001г., продолжает состоять на данном учете.

07 июня 2010г. Виговский В.В. через ГУ РФ «<данные изъяты>» обратился в <Ответчик 1> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению справку о составе семьи- 1 человек, договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от 20.03.2008г., сведения об отсутствии в собственности жилого помещения, справку Администрации городского поседения «<данные изъяты>» о дате принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, справку об установлении инвалидности, обязательство об уплате разницы между стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером ЕДВ на приобретение жилого помещения за счет собственных средств.

Решением <Ответчик 1> от 06 июля 2010г. за № 1517 Виговскому В.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 8 «а» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190, площадь жилого помещения в размере 10,1 кв.м., занимаемой Виговским В.В., превышает учетную норму жилой площади, составляющей 7 и менее квадратных метров на одного члена семьи; не представлено заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 28.2 настоящего Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного закона в Республике Коми принят Закон Республики Коми от 06 июня 2006г. № 69-РФ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно ст. 1 настоящего Закона одной из формы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения согласно приложению № 1.

Согласно указанному Порядку <Ответчик 1> формируется республиканский список указанных выше граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дате их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается <Ответчик 1> в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (пункты 3, 5, 13, 15 Приложение <№>).

По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса, имеет ли истец право на получение указанной единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, нуждается ли он в улучшении жилищных условий, а также законность решения ответчика об отказе истцу в выплате единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.

Как указано выше истец является инвалидом с сентября 1986 г., состоит на учете в Администрации городского поселения «<данные изъяты>» как нуждающийся в улучшении жилищных условий со 02 июня 2001г., то есть истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в период действия Жилищного кодекса РСФСР и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190.

Исходя из норм названных нормативных актов, истец был поставлен на учет на основании пункта 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР и пункта 8 «а» приведенных выше Правил как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что семья истца, состоящая из трех человек, обеспечена жилой площадью 12 квадратных метров, что составляет на каждого члена семьи -менее семи квадратных метров.

Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту- ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В статье 56 ЖК РФ, действующего с 01 марта 2005г., содержатся основания, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, где пункт 2 предусматривает снятие граждан с указанного учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

При этом, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно материалам учетного дела Администрации городского поселения «<данные изъяты>» истец по состоянию на 26 января 2007г. в квартире проживает один.

Судом установлено, что зарегистрированный брак между Виговским В.В. и ФИО4 прекращен 28 марта 2007г. на основании совместного заявления супругов от 22 февраля 2007г. (свидетельство о расторжении брака <№>).

Общая площадь квартиры истца составляет 18, 6 кв.м, что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного члена семьи - 11 и менее квадратных метров, установленных решением Совета МО «<данные изъяты>» от 26.09.2005г. № 175 для использования при постановке на жилищный учет в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ, следовательно, в увеличении площади жилого помещения истец не нуждается.

В статье 51 ЖК РФ содержаться основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Так, согласно пункту 3 части 1 настоящей статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч.2 и 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение ст.15 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 7 настоящего Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Постановлением Администрации городского поселения «<данные изъяты>» от 04 августа 2008г. № 108 создана межведомственная комиссия по обследованию муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городского поселения «<данные изъяты>».

12 июля 2010г. <Ответчик 2> обследованы жилищные условия истца. Актом обследования помещения установлено, что жилой дом <адрес>, в котором находится квартира истца, построен в 1952 году, сборно-щитовой конструкции, с печным отоплением, электроосвещением, газ- баллон, туалет- во дворе.

Техническое состояние дома: фундамент- трещины, сколы, просадка; стены- просадка, отклонение от вертикали; перекрытие- прогиб, трещины; кровля- прогиб стропил, сдвиг шифера; полы- значительная просадка; окна-двери- перекос до 5 см. печь- сдвиг кирпичей, трещины. Износ дома на 12.07.2010г. 68 %.

Дом не соответствует требованиям, установленным пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований не проведена в виду отсутствия такой возможности.

Комиссия приняла заключение: квартира в ветхом состоянии, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации необходимо провести капитальный ремонт строительных конструкций.

Пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На основании сведении ГУП РК «<данные изъяты>» о жилищном фонде за период январь-декабрь 2009г., суд установил, что на территории <адрес> имеются централизованные сети холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, газоснабжения, электроосвещения.

Наличие у истца другого жилого помещения для постоянного проживания судом не установлено, что подтверждается представленными <Ответчик 1> документами Княжпогостского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от 02 июня 2010г. и филиала ГУП РК «<данные изъяты>» Княжпогостского района от 03 июня 2010г. об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение истцом.

Установив обстоятельства дела, учитывая требования к жилым помещениям, суд приходит к выводу, что занимаемая истцом квартира не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку квартира истца не оборудована инженерными системами, которыми оборудованы жилые дома в г. Емве, поэтому истец нуждается в улучшении жилищных условий, обоснованно продолжает состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий в Администрации городского поселения «<данные изъяты>».

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку истец, являющийся инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий со 02 июня 2001г., <Ответчик 1> необоснованно приказом от 06 июля 2010г. <№> отказала истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, поэтому на основании части 1 статьи 7 ЖК РФ, применяя по аналогии закона правила о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным нормативным актам, установленных статьей 168 ГК РФ требование о признании незаконным (недействительным) названного приказа заявлен обоснованно, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, иск о признании незаконным приказа <Ответчик 1> от 06 июля 2010г. <№> и восстановлении в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» следует удовлетворить.

Истец как инвалид второй группы в силу п/п. 2 п.2 ст. 333.36 Налогового органа РФ, и <Ответчик 1>, являясь государственным органом, в силу п/п.19 п.1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина, подлежащая уплате, возмещению не подлежит.

Руководствуясь ст. 29 ЖК РСФСР, ст. ст. 15, 51, 55, 56 ЖК РФ, ст. 168 ГК РФ, федеральными законами от 29.12.2004г. № 189-ФЗ, от 12.01.1995 N 5-ФЗ, от 24.11.1995г.; 181-ФЗ, Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, постановлением Правительства РК от 22.03.2010г. № 58, ст. ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненный иск Виговского В.В. удовлетворить.

Признать незаконным приказ <Ответчик 1> от 06 июля 2010г. <№> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Виговскому В.В..

<Ответчик 1> восстановить Виговского В.В. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме (25 октября 2010г.), путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова