Дело № 2-2020 2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
с участием прокурора Федоровой В.С.,
при секретаре Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 27 октября 2010г. дело по заявлению прокурора Княжпогостского района о признании незаконным и недействующим решения Совета городского поселения «Емва» от 31 марта 2009г. № II-4/32 «Об определении достигнутого среднего уровня благоустройства муниципального жилищного фонда муниципального образования городского поселения «Емва» в редакции решения Совета городского поселения «Емва» от 04 сентября 2009г. № II-7/44,
установил:
Прокурор в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим решения Совета городского поселения «Емва» от 31 марта 2009г. № II-4/32 «Об определении достигнутого среднего уровня благоустройства муниципального жилищного фонда муниципального образования городского поселения «Емва» в редакции решения Совета городского поселения «Емва» от 04 сентября 2009г. № II-7/44. Прокурор, ссылаясь на ст. ст. 5, 14, 15, 89 Жилищного кодекса РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (пункт 12), и указывая на то, что в городе Емве имеются централизованные инженерные сети водоотведения, горячего водоснабжения, а также канализированные уборные жилых домов, считает, что оспариваемое решение, устанавливающее средний достигнутый уровень благоустройства муниципального жилищного фонда, находящегося на территории г. Емва- это дома с электрическим освещением, центральным отоплением, канализацией (выгреб), холодным водоснабжением, газом (сетевым, сжиженным), противоречит требованиям жилищного законодательства.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель Администрации городского поселения «Емва» Михайлов А.Б. в судебном заседании не согласился с заявленным требованием, пояснил, что оспариваемое решение применяется при предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, и жилищное законодательство не запрещает органам местного самоуправления, при наличии муниципального жилищного фонда с разным уровнем благоустроенности, устанавливать средний достигнутый уровень благоустроенности муниципального жилищного фонда.
Третье лицо- представитель ГУП РК «Республиканское БТИ» в судебное заседание не явился, представил заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв относительно заявления, в котором указано, что сведения о жилфонде отражаются в виде формы федерального статистического наблюдения № 1 -ЖИЛФОНД и предоставляется в территориальный орган статистического управления по Республике Коми ежегодно в соответствии с приказом Росстата РФ от 11.08.2009г. № 168. При составлении данного наблюдения в отчете отражается весь жилищный фонд независимо от целей его использования и формы собственности.
Суд, выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит заявленное прокурором требование не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что муниципальный жилищный фонд социального использования, находящийся на территории города Емва, находится в ведении Администрации городского поселения «Емва», она же ведет учет граждан нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и принимает решение о предоставлении жилого помещения.
Решением Совета городского поселения «Емва» от 31 марта 2009г. № II-4/32 «Об определении достигнутого среднего уровня благоустройства муниципального жилищного фонда муниципального образования городского поселения «Емва» в редакции решения Совета городского поселения «Емва» от 04 сентября 2009г. № II-7/44 по состоянию на 01 января 2009г. определен средний достигнутый уровень благоустройства муниципального жилищного фонда, находящегося на территории города Емва, дома с электрическим освещением, центральным отоплением, канализацией (выгреб), холодным водоснабжением, газ (сетевым, сжиженным).
Данное решение было обнародовано в установленных для этого местах, что подтверждается журналом учета по обнародованию решений Совета городского поселения «Емва», комиссионными актами от 02.04.2009г. и 10.09.2009 г.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003г. № 2 « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» указано, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.
Проанализировав оспариваемый акт, следует, что он относится к нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Статья 13 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Основанием для признания оспариваемого решения является указание в нем достигнутой степени благоустроенности муниципального жилищного фонда без учета достигнутой степени благоустроенности всего жилищного фонда, находящегося в городе Емве, то есть наличия в городе Емва, в том числе централизованных инженерных сетей водоотведения, горячего водоснабжения.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч.7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту -ЖК РФ) органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений входит, в частности: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда гражданам, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, в случае наделения в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями ( п. п.3, 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пункт 12 настоящего Положения… устанавливает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
При этом, согласно пункту 41 Положения… не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, в том числе, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Таким образом, жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло быть объектом жилищных прав.
Степень благоустройства в городах и иных населенных пунктах различна.
Статья 89 ЖК РФ предусматривает, что жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям.
Порядок определения достигнутого уровня благоустроенности жилищного фонда соответствующего населенного пункта Жилищным кодексом РФ и иным нормативным правовым актом Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не определен.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно отвечать уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в этом населенном пункте. При этом общие требования к благоустроенности жилого помещения, определенные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Из представленного статистического отчета ГУП Республики Коми «Республиканское БТИ» о состоянии жилищного фонда, находящегося в Княжпогостском районе, по состоянию на 31 декабря 2009г. следует, что общая площадь жилых помещений всех форм собственности, находящихся в городе Емва и поселке городского типа Синдор, составляет 406, 6 тыс. м., из которой оборудовано централизованным водопроводом- 271,0 тыс. м,.; централизованным водоотведением - 242,6 тыс.м; отоплением- 320,6 тыс.м., в том числе централизованным- 320,5 тыс.м.; горячим водоснабжением- 212,9 тыс.м., в том числе централизованным- 128,5 тыс.м.; ваннами (душем)- 223,9 тыс.м. Одновременно оборудовано водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электрическими плитами 212,9 тыс.метров общей площади жилых помещений (строки 24 и 26, раздела 3 «оборудование жилищного фонда»). Отдельно муниципальный жилищный фонд, находящийся на территории города Емва, по степени благоустроенности в указанной статистическом отчете не учитывается.
Судом установлено, что муниципальный жилищный фонд, предоставляемый по договору социального найма в городе Емве, имеет разную степень благоустройства. В представленном администрацией городского поселения «Емва» перечне муниципального жилищного фонда, находящегося на территории города Емва, указано, что в муниципальной собственности по состоянию на 01 января 2009г. находилось: 795 квартир с полной степенью благоустроенности, предусмотренной вышеприведенным пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением…, и 1 720 квартир с частичной степенью благоустроенности. К частичной степени благоустроенности отнесен одно- двух- квартирные жилые дома с печным отоплением, центральным отоплением; с центральным отоплением, холодным водоснабжением, канализацией (выгребная яма) и сжиженный газом.
Учитывая приведенные правовые нормы и разъяснение Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления вправе определять достигнутый уровень благоустроенности муниципального жилищного фонда, исходя из обеспеченности муниципального жилищного фонда инженерными системами (электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением и вентиляцией, а в газифицированных районах также и газоснабжением), то есть без учета достигнутой степени благоустроенности иного жилищного фонда (частного, государственного), а в случае разной степени благоустроенности определять средний достигнутый уровень благоустроенности муниципального жилищного фонда, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права граждан при получении им жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
На основании изложенного следует, что оспариваемый нормативный акт не противоречит Жилищному кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст. 5, 14, 15, 89 ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требования прокурора Княжпогостского района о признании незаконным и недействующим решения Совета городского поселения «Емва» от 31 марта 2009г. № II-4/32 «Об определении достигнутого среднего уровня благоустройства муниципального жилищного фонда муниципального образования городского поселения «Емва» в редакции решения Совета городского поселения «Емва» от 04 сентября 2009г. № II-7/44- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме (02 ноября 2010г.), путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова