Об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-1155 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Лакатош Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостский район Республика Коми 26 ноября 2010г. дело по иску прокурора Княжпогостского района к Администрации МО МР «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО МР «<данные изъяты>» об устранении нарушений требований пожарной безопасности в двухэтажном здании, находящемся по адресу: <адрес>, путем проведения в срок до 01 августа 2010г. следующих мероприятий: 1) выполнить аварийное освещение на путях эвакуации в соответствии с п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; 2) установить на светильниках колпаки (рассеиватели), предусмотренных конструкцией светильника (за исключением помещений арендуемых администрацией городского помещения «<данные изъяты>», ИП ФИО8); 3) оборудовать здание системой оповещения людей при пожаре по 2 типу. Способ оповещения- звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой (световые оповещатели «Выход») (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8); 4) оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещений арендуемых администрацией городского поселения «<данные изъяты>» и ИП ФИО8); 5) демонтировать в кабинете <Третье лицо> с окон глухие решетки; 6) укомплектовать помещения первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) из расчета не менее 2-х ручных огнетушителей на этаж (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8) 7) демонтировать под лестничным маршем первого этажа кладовую; 8) увеличить высоту горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом (не мене 2 метров); 9) установить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; 10) установить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Имеющиеся нарушения в здании могут серьезным образом повлиять на эвакуацию и спасение людей в случае возникновения пожара, привести к массовой гибели людей. Здание находится в муниципальной собственности МО МР «<данные изъяты>», в котором размещаются офисы, мастерская, общественный пункт питания. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Помощник прокурора Федорова В.С. в судебном заседании иск уточнила, просила обязать ответчиков до 01 февраля 2011 г. устранить указанные в иске нарушения пожарной безопасности.

Представитель Отделения ГПН Княжпогостского района ФИО4 в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что предложенный экспертом вариант перепланировки лестницы на второй этаж не соответствует требования пожарной безопасности, так как длина по вертикали между полом первого этажа и полом второго этажа составляет 3,40 м, а по горизонтали будет составлять 1,60 м., чем будет нарушен п. 6.30* СНиП 21-01-97*.

Представитель Администрации МО МР «<данные изъяты>» Михайлов А.Б. в судебном заседании иск признал, за исключением требования об увеличении высоты горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом до 2 метров, так как строительные конструкции здания не позволяют увеличить высоту горизонтального участка лестничного марша, на что в заключении указал эксперт. Изменить конструкцию лестничного марша, как предложил эксперт, невозможно, так как лестница будет крутой, что также приведет к нарушению требований пожарной безопасности, для перепланировки здания необходим проект. Просил предоставить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 01 марта 2011 г.

Третье лицо <Третье лицо> Сноз С.В. в судебном заседании с иском согласился.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, представителя ОГПН по Княжпогостскому району, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования МР «<данные изъяты>» находится нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, 1939 года постройки, бревенчатое, оборудованное центральным отоплением, водопровод и канализация отсутствует, процент износа здания по состоянию на 21.11.1995г. составляет 73 %.

Нежилые помещения в данном здании Администрация МР «<данные изъяты>» передала в пользование Спортивно- техническому кооперативу «<данные изъяты>», РОО «<данные изъяты>», Княжпогостскому отделению КРО <Третье лицо>, индивидуальному предпринимателю ФИО8 для размещения офисов, мастерской и закусочной «Меркурий», заключив с ним 29 декабря 2007г. договоры аренды помещений.

22 марта 2010г. Отделением ГПН Княжпогостского района совместно с прокуратурой Княжпогостского района была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в РФ, входе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», п. 4.3.1. Свод правил СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы», п. 13, 40, 60, 108 ППБ 01-03 в РФ, Таб. 1 п.1, Таб.2 п.15 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». П.9 таб.1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 1.2 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»

В преамбуле Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

С 01 мая 2009г. действует Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором установлены основные требования к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Проанализировав договоры аренды № № 06/ЮР-2008, 07/ЮР-2008, 28/ЮР-2008, 43/Ф-2008 от 29.12.2007г., заключенные ответчиком с арендаторами помещений следует, что вопросы об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности в занимаемых ими помещениях не были урегулированы.

Представитель ответчика признал исковые требования, за исключением требования об увеличении высоты горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом -не менее 2 метров.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, одним из средств судебного доказывания, суд принимает признание представителем ответчика обстоятельств дела, положенных истцом в обоснование иска, а именно факт нарушения требований пожарной безопасности и их устранения путем:1) выполнения аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; 2) установки на светильниках колпаки (рассеиватели), предусмотренных конструкцией светильника (за исключением помещений арендуемых администрацией городского помещения «<данные изъяты>», ИП ФИО8); 3) оборудования здания системой оповещения людей при пожаре по 2 типу. Способ оповещения- звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой (световые оповещатели «Выход») (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8); 4) демонтажа в кабинете <Третье лицо> с окон глухие решетки; 5) оборудования здания автоматической системой оповещения людей при пожаре; 6) укомплектования помещений первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) из расчета не менее 2-х ручных огнетушителей на этаж (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8) 7) демонтажа под лестничным маршем первого этажа кладовую; 8) установки на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; 9) установки на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, и считает его достаточным для принятия судебного решения, удовлетворив иск в указанной части.

В соответствии с п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м., ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2м- для общих коридоров, по которому могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности- более 50 чел.; 0,7 м- для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м- во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Рассматриваемое здание было построено до введения в действие СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Для проверки наличия технической возможности увеличить высоту горизонтального участка между первым и вторым этажом, составляющим 1,63м, до -не менее 2 метров судом назначалась судебная строительная экспертиза с поручением её проведения эксперту ООО «<данные изъяты>» ( г. Сыктывкар) с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Из экспертного заключения ООО «<данные изъяты>» от 03.11.2010г. следует, что эксперт, изучив технический паспорт здания, проведя замеры помещений в здании, установил, что высоту проема можно поднять на 15-20 см., но не более, далее проем упирается в перекрытие, если опустить промежуточную лестничную площадку - уменьшится ширина лестничного марша до 0,9 м, что не позволит привести лестничный марш в соответствии со СНиП 21-01-97*, и пришел к выводу, что строительные конструкции здания, расположенного в <адрес>, не позволяют увеличить высоту горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом до двух метров, предусмотренного СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Для обеспечения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания эксперт предложил произвести перепланировку в рассматриваемом здании следующим образом: изменить конструкцию лестничного марша, убрав промежуточную площадку между первым и вторым этажом, сохранив имеющийся угол наклона лестничного марша и опустив его на площадку первого этажа; заделать имеющийся проем на промежуточных лестничную площадку с первого этажа, демонтировать лестничный марш с промежуточной площадки на первый этаж; выполнить проем в стене между кладовой и коридором шириной не менее 2,0 м., высотой не менее 2,0 м., обеспечив проход на 2 этаж по лестничному маршу, таким образом, вход в помещение на второй этаж будет осуществляться через тамбур и бывшую кладовую.

Представитель ОГПН Княжпогостского района ФИО7 в судебном заседании пояснил, что предложенный вариант перепланировки лестничного марша не соответствует п. 6.30* СНиП 21-01-97*, который предусматривает, что уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, так как высота от площадки первого этажа по площадки второго этажа составляет 3,40 м, а ширина горизонтального участка, в котором будет размещаться лестница, будет составлять 1,60м., то есть лестница будет крутой. Предложил оставить промежуточную лестницу и продолжить лестницу вниз в том же направлении, что лестница ведущая с площадки на второй этаж.

Представитель ответчика в судебном заседании согласился с мнением представителя ОГПН по Княжпогостскому району о том, что предложенный экспертом вариант перепланировки лестничного марша не будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, не согласился с вариантов представителя ОГПН, пояснив, что лестница упрется в стену и высота лестничного марша между первым и вторым этажом также не будет достигать 2 м.

Оснований сомневаться в правильности и достоверности указанного экспертного заключения в части отсутствия возможности увеличить высоту горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом до 2 метров у суда не имеется, поскольку заключение готовилось экспертом ФИО15, имеющей сертификат соответствия, подтверждающим её полномочия в области исследования строительных объектов, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Изучив технический паспорт здания, принимая во внимание заключение представителя ОГПН по Княжпогостскому району, возражения ответчика в части перепланировки лестничного марша по предложенному экспертом варианту, суд находит их обоснованными, так как предложенный вариант перепланировки не отвечает требованиям п. 6.30* СНиП 21-01-97*. Предложенный вариант представителем ОГПН перепланировки суд также не принимает во внимание, так как учитывая, что ширину тамбура (не отапливаемого помещения, стены-досчатые) -1,3 м., в котором необходимо будет установить лестницу, ведущую на промежуточную площадку, приведет, по мнению суда, к изменению входа в здание.

Ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании прокурор не указал какие конкретно меры должны быть приняты ответчик с целью устранения данного нарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности по увеличению высоты горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом до -не менее 2 метров, поскольку строительные конструкции здания не позволяют это выполнить.

При установлении срока исполнения обязанности, суд принял во внимание ходатайство представителя ответчика об определении срока исполнения -в срок до 01 марта 2011г., находит заявленный срок разумным, необходимый для отыскания денежных средств на проведения мероприятий и проведения этих мероприятий.

Прокурор, предъявляя настоящий иск, действовал в интересах граждан, работающих граждан в этих помещения и их посетителей, круг которых невозможно определить, поэтому настоящий иск заявлен в пределах его полномочий, определенных в ст. 45 ГПК РФ, п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса и Администрация МР «<данные изъяты>», являясь органом местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. фед. закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ) РФ освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд, поэтому госпошлина по настоящему делу возмещению не подлежит. Судебные расходы, понесенные судом при проведении экспертизы, также не подлежат возмещению сторонами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО МР «<данные изъяты>» в срок до 01 марта 2011г. устранить нарушения требований пожарной безопасности, путем проведения в здании, расположенном по адресу: <адрес>, следующих мероприятий:

1) выполнить аварийное освещение на путях эвакуации в соответствии с п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; 2) установить на светильниках колпаки (рассеиватели), предусмотренных конструкцией светильника (за исключением помещений арендуемых администрацией городского помещения «<данные изъяты>», ИП ФИО8); 3) оборудовать здание системой оповещения людей при пожаре по 2 типу. Способ оповещения- звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.), световой (световые оповещатели «Выход») (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8); 4) оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией (за исключением помещений арендуемых администрацией городского поселения «<данные изъяты>» и ИП ФИО8); 5) демонтировать в кабинете <Третье лицо> с окон глухие решетки; 6) укомплектовать помещения первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) из расчета не менее 2-х ручных огнетушителей на этаж (за исключением помещений арендуемых ИП ФИО8) 7) демонтировать под лестничным маршем первого этажа кладовую; 8) установить на путях эвакуации знаки пожарной безопасности; 9) установить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В иске в части увеличения высоты горизонтального участка лестничного марша между первым и вторым этажом до -не менее 2 метров- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья-подпись

Копия верна.

Судья О.В. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2010 г.