Дело № 2-119/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Романовой О.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Поповцевой А.А. об обжаловании действий <Ответчик>,
У С Т А Н О В И Л:
Поповцева А.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения <Ответчик> по вопросу отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и восстановлении в очереди. В обоснование указала, что является <данные изъяты> участника ВОВ, в 2010 году поставлена на учет в администрации в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что на основании Закона имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, однако в декабре получила письмо - уведомление от 01 декабря 2010года и выписку из приказа об отказе в предоставлении данной выплаты. С данным приказом не согласна.
Заявитель и его представитель ФИО1 в судебном заседании поддержали заявление и доводы, указанные в нем. Пояснили, что заявительница проживает на втором этаже дома, имеющего централизованное отопление, которое отключено в связи с тем, что содержать котельную для управляющей компании убыточно, водоснабжение и канализация отсутствует, поэтому она вынуждена приносить ведрами воду с улицы.
Представитель <Ответчик> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указано, что заявленные требования не признает.
Представитель администрации СП « <...>»- Коншин А.В. суду показал, что заявительница на законных основаниях состоит в очереди для улучшения жилищных условий. В сентябре 2010года межведомственной комиссией было проведено обследование жилого помещения, в котором проживает заявитель. Составлено заключение, что данное жилое помещение пригодно для проживания, однако члены этой комиссии устно выразили свое мнение, что Поповцева нуждается в улучшении жилищных условий. Пояснил, что в <Ответчик> ошибочно отправлена справка о том, что заявительница не нуждается в улучшении жилищных условий, кроме того данная справка не является официальным документом, а указанные сведения не соответствуют установленным обстоятельствам. Дополнил, что постановление об установлении средней степени благоустройства в СП « <...>» не принято, однако на территории данного поселения имеются дома с водопроводом и канализацией, поэтому Поповцева А.А. была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения сторон, свидетеля ФИО2, изучив и оценив материалы дела, суд находит, требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Поповцева А.А. <данные изъяты>, приходится членом семьи <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны. Зарегистрирована и проживает в <адрес>. Дом двухэтажный с централизованным отоплением и централизованным освещением, централизованная канализация и водоснабжение отсутствует.
Постановлением Главы сельского поселения « <...>» от 20 апреля 2010года №16 Поповцева А.А. поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47. Данное Постановление принято на основании акта обследования жилищно- бытовых условий от 20 апреля 2010года и заседания жилищной комиссии администрации сельского поселения « <...>» от 20 апреля 2010года, является действующим.
<Ответчик> в своем письме - извещении от 01 октября 2010 года, направленному в адрес Поповцевой А.А., указало, что по информации администрации муниципального образования она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что при условии сохранения ею права на обеспечение жильем в соответствии с федеральным законом « О ветеранах», она имеет право на получение единовременной денежной выплаты, которая может быть использована на строительство или приобретение жилья в любом населенном пункте <адрес> по ее выбору.
01 ноября 2010года Поповцева А.А. через ГУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» обратилась в <Ответчик> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, приложив к заявлению документы, указанные в письме - извещении от 01 октября 2010года.
Судом установлено, что Поповцева А.А. со правкой из администрации сельского поселения «<...>» от 27.10 2010года №1356 о признании ее не нуждающейся в жилых помещениях, актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 30.09.2010года, приобщенным ГУ РК «ЦСЗН Княжпогостского района» к пакету документов на получение ЕДВ, не была ознакомлена.
Приказом <Ответчик> от 29 ноября 2010 года № 3110 Поповцевой А.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения по тем основаниям, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 30.09.2010 года № 13 жилое помещение пригодно для постоянного проживания, кроме того в соответствии со справкой администрации СП « <...>» от 15.10.2010 года № 1356, Поповцева А.А. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Поводом для обращения Поповцевой А.А.с данным заявлением послужило несогласие с решением <Ответчик> об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими выяснению являются вопросы, имеет ли орган полномочия на принятие данного решения, соблюден ли порядок принятия решений, а также законность решения об отказе Поповцевой А.А. в выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона « О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пп.2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников Великой Отечественной войны, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади 36 квадратных метров и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений, а так4же единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона « О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 года №69-РЗ « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального закона « О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах»
Согласно ст.1 Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 12.02.2010г. №3-РЗ) формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан:
1) вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального закона « О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения;
2)относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Предоставление единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию.
В целях реализации Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федерального закона « О ветеранах» Правительством Республики Коми принято постановление от 22.03.2010года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального « О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок).
Пунктом 3 Порядка определено, что республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах» формируется <Ответчик> по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления:
1) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Таким образом, сведения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных услуг, в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий предоставляются органами местного самоуправления.
Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком (п.6 Порядка).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах».
На основании сведений, предоставленных администрациями муниципальных образований, <Ответчик> сформирован республиканский список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно указанному Порядку предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (пункты 3,5, 13,15 Приложения№1).
Таким образом, суд приходит к выводу, что приказ № 3110 от 29.11.2010 года « Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Поповцевой А.А.» <Ответчик> вынесен в пределах полномочий, без нарушения порядка принятия данного решения.
В ходе судебного заседании исследовалось заявление Поповцевой А.А. с пакетом документов, направленных ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» 01 ноября 2010года в адрес <Ответчик>, на основании которых был вынесен оспариваемый приказ.
В данном пакете документов отсутствует Постановление Главы сельского поселения « <...>» от 20 апреля 2010года №16, на основании которого Поповцева А.А. поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
В письме- извещении <Ответчик> от 1 октября 2010 года указано, что по информации администрации муниципального образования Поповцева А.А. нуждается в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что <Ответчик> на момент вынесения оспариваемого приказа располагало данными о признании Поповцевой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправление и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Как следует из материалов дела межведомственная комиссия актом обследования и заключением от 30 сентября 2010года признала <адрес> пригодной для проживания.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО2, который суду показал, что замещал должность государственного жилищного инспектора в <адрес>, входил в состав межведомственной комиссии, по результатам которой было подписано заключение о пригодности жилого помещения Поповцевой А.А. к проживанию, однако всеми участниками данной комиссии было высказано мнение, что Поповцева А.А. нуждается в улучшении жилищных условий.
В соответствии с действующим законодательством межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения. Заключения данной комиссии носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких- либо юридических последствий.
В справке, подписанной Главой сельского поселения « <...>» от 05 октября 2010года №1356 указано, что Поповцева А.А. не признана на основании заключения межведомственной комиссии № 13 от 30.09.2010 года нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании глава сельского поселения Коншин А.В. показал, что ошибочно подписал данный документ. Пояснил, что данная справка не является официальным документом, в нем указаны сведения, не соответствующие установленным данным, так как в заключение межведомственной комиссии указаны выводы о пригодности проживания в жилом помещении, а не об отсутствии основании для постановки на учет.
Судом установлено, что в администрацию сельского поселения «<...>» не поступал запрос о предоставлении в <Ответчик> решения о снятии Поповцевой А.А. с очереди для улучшения жилищных условий.
Таким образом, справка подписанная Главой сельского поселения « <...>» от 05 октября 2010года №1356, представленная в <Ответчик> не является документом, влекущим какие- либо юридические последствия. Сведения, указанные в данной справке <Ответчик> не были проверены.
Требование о признании недействительным (незаконным) Постановление Главы сельского поселения « <...>» от 20 апреля 2010года №16, на основании которого Поповцева А.А. поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не заявлено.
При установленных обстоятельствах <Ответчик> вынесен приказ «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Поповцевой А.А.» №3110 от 29.11.2010 года без учета действующего Постановления Главы сельского поселения « <...>» от 20 апреля 2010года №16, на основании которого Поповцева А.А. поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты заявителю послужили документы, не влекущие какие- либо юридические последствия, а именно заключение межведомственной комиссии от 30.09.2010года №13 и справка администрации СП « <...>» от 15.10.2010года №1356.
На основании изложенного приказ № 3110 от 29.11.2010 года « Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Поповцевой А.А.» <Ответчик> вынесен в пределах полномочий, без нарушения порядка принятия данного решения, но без учета и анализа всех направленных в адрес <Ответчик> документов, что повлекло принятие незаконного решения.
Таким образом, <Ответчик> необоснованно приказом № 3110 от 29.11.2010 года отказало Поповцевой А.А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, следовательно, требование о признании незаконным названного приказа заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Иных требований по делу не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Поповцевой А.А. об обжаловании решения <Ответчик> удовлетворить.
Признать незаконным приказ <Ответчик> от 29.11.2010года№ 3110 «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Поповцевой А.А.».
<Ответчик> восстановить Поповцеву А.А. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 134,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011года.
Судья - О.Н.Мишина