Дело № 2- 23 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииКняжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 21 января 2011г. дело по иску Шергиной М.А. к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми,
установил:
Шергина М.А. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми о назначении льготной пенсии по старости, ссылаясь на то, что с 29 июля 1987 года работает <данные изъяты> в ГУ РК «Санаторий Серёгово», имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по старости, однако, ответчик отказал в назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, при этом необоснованно исключил из стажа учебу на курсах повышения квалификации.
К участию в настоящем деле привлечены в качестве третьего лица- Министерство здравоохранения Республики Коми и Государственное учреждение Республики Коми «Санаторий Серёгово» (далее санаторий Серёгово).
Истец в судебном заседании иск поддержала, просила проверить законность принятого решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включить в специальный стаж её учебу на курсах повышения квалификации, проверить обоснованность исключения из специального стажа отпусков по уходу за ребенком, порядок включения в специальный стаж отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком в календарном исчислении.
Ответчик не обеспечил явку своего представителя, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в материалах дела имеется отзыв относительно иска, расчет специального стажа истца по состоянию на 18 марта 2010г.
Представитель санатория Серёгово Казак С.Ю. в судебном заседании пояснила, что в справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, представленной санаторием ответчику, имеются неточности, а именно в период с 06.01.1998г. по 04.03.1998г. истец находилась в очередном отпуске, а не в отпуске по уходу за ребенком, в период с 05.03.1998г. по 24.07.1998г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком и работала неполный рабочий день, с 25.07.1998г. по 02.10.1998г. - находилась в очередном отпуске, с 03.10.1998г. по 06.11.1998г. - в отпуске по уходу за ребенком. С указанными обстоятельствами истец согласилась.
Министерство здравоохранения Республики Коми не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, в материалах дела имеется отзыв относительно иска.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, так как их неявка не препятствовала рассмотрению дела при имеющихся в деле доказательствах.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит исковые требования подлежащими частичномуудовлетворению на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного настоящим законом, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шергина М.А. с 29 июля 1987 года по настоящее время работает в ГУ РК «Санаторий Серёгово» в должности <данные изъяты>. 19 марта 2010г. Шергина М.А. обращалась в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми от 24 мая 2010 г. в назначении досрочной пенсии ей было отказано из-за отсутствия 25 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. При этом в специальный стаж истца не были включены следующие периоды: с 14.03.1988г. по 14.05.1988г., с 14.03.1999г. по 01.04.1999г., с 15.03.2004г. по 29.03.2004г., с 05.10.2009г. по 21.10.2009г. - курсы повышения квалификации; с 07.01.1997г. по 24.02.1997г., с 14.07.1997г. по 05.01.1998г. - отпуск по беременности и родам, предоставленный на основании закона Республики Коми; с 14.07.1997г. по 05.03.1998г., с 26.10.2007г. по 31.07.2008г.- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 01.09.1992г. по 16.10.1992г. - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет; с 01.11.1999г. по 03.12.2003г.- работа в санатории для лечения больных с заболеванием костно-мышечной системы. Стаж работы истца в период с 29 июля 1987 г. по 31 октября 1999г., за исключением отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, исчислен в льготном порядке- один год работы как 1 год три месяца работы, с 04 декабря 2003г. по 18 марта 2010г. специальный стаж исчислен в календарном исчислении. Ответчиком исчислен стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, в количестве 18 лет 0 мес. 17 дн.
С решением ответчика суд не согласен по следующим основаниям.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, урегулирован Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, от 29.10.2002г. № 781 с учетом изменений.
В соответствии с пунктом 5 «а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы как 1год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Ответчик при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до 01 января 2002г. применил ранее действовавшие нормативные правовые акты.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с пунктом 3 настоящего Постановления РФ в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.
Согласно Постановлению от 06.09.1991г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке. Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением от 06.09.1991г. № 464, такое право было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно- профилактических учреждений всех форм собственности.
Ответчик к периодам работы истца в сельской местности до 01 ноября 1999г. применил приведенный выше льготный порядок исчисления стажа работы, с чем суд соглашается, истцом не оспаривается.
Ответчик не включил истцу в специальный стаж период его работы с 01.11.1999 г. по 03.12.2003 г. в связи с тем, что в указанный период профиль санатория Серёгово - лечение больных с заболеванием костно-мышечной и нервной системы- не отвечал Списку должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, которым предусмотрена работа врачей и среднего медицинского персонала (в том числе <данные изъяты>) санатория (курорта) для лечения больных с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно Списку должностей право на пенсию по выслуге лет имели врачи и средний медицинский персонал, в том числе медицинская сестра палатная, работающие в санатории (курорте) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом.
В ныне действующем Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449, право на пенсию по выслуге лет имеют врачи- специалисты и средний медицинский персонал, в частности, <данные изъяты>), работающие в санатории (курорте) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом, психоневрологические.
Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В Уставе Санатория «Серёгово» от 04.07.1995г. указано, что санаторий предназначен для лечения больных с заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 20.08.2003г. № 186 санаторий Серёгово переименован в Государственное учреждение Республики Коми «Санаторий «Серёгово», в ноябре 2003г. утвержден новый Устав санатория Серёгово, в котором указано, что санаторий предназначен для лечения больных с заболеваниями опорно- двигательного аппарата и периферической нервной системы.
Основным природным лечебным фактором является минеральная вода наружного применения.
В соответствии с бальнеологическим заключением, выданным Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии (ФГУ «РНЦ ВМиК Росздрава») от 21.03.2006г. № 14/91, применение минеральной воды наружного применения показано при заболеваниях костно-мышечной системы: артропатии (инфекционные, воспалительные остеоартрозы); системные поражения соединительных тканей; дорсопатии и спондилопатии; болезни мягких тканей; остеопатии и хонропатии. Минеральная вода добывается из скважины, находящейся на территории санатория. Использование данной минеральной воды для лечения больных санаторий Серёгово использует длительное время, что следует из Положения о курорте «Серёгово» от 12.03.1982 года.
Международный классификация болезней 1- пересмотра, вступившая в силу с 01.01.1999г. является единым международным документом для формирования системы учета и отчетности здравоохранения, в котором определено 20 классов болезней, в том числе и болезни костно-мышечной системы. В указанном перечне болезней отсутствует класс «болезни опорно-двигательного аппарата».
Министерство здравоохранения Республики Коми в своем отзыве указало, что понятие болезней опорно-двигательного аппарата является анатомно- физиологическим, в эту группу болезней входят как заболевания костно-мышечной системы, так и нервной и других органов и систем, а также травмы и их последствия. В нормативных документах Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, данный термин используется, что косвенно свидетельствует о понятности его применения и однозначности трактования в медицинской среде. Министерство считает, что болезни костно- мышечной системы являются составной частью понятия «болезни опорно- двигательного аппарата».
На основании изложенного следует, что санаторий Серегово как в период с 01.11.1999г. по 03.12.2003г., исключенного ответчиком из специального стажа истца, так и в настоящее время занимается лечением больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, поэтому указанный период подлежит включению в специальный стаж истца по правилам установленным, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в календарном исчислении, так как истец работала только в сельской местности.
Курсы повышения квалификации
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не содержат каких либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно и ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в соответствующий орган.
Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием продолжения выполнения работы по специальности.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации, как период работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а именно следующие периоды: с 14.03.1988г. по 14.05.1988г. (в льготном исчислении), с 15.03.2004г. по 29.03.2004г., с 05.10.2009г. по 21.10.2009г. (в календарном исчислении) подлежат включению в специальный стаж истца. Факт прохождения истцом обучения на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтверждаются соответствующими документами о прохождении обучения. Период обучения с 14.03.1999г. по 01.04.1999г. ответчик ошибочно указал в решении об отказе в назначении пенсии, на что обратил внимание в судебном заседании 03 ноября 2010г. представитель ответчика.
Отпуск по беременности и родам
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее по тексту -специальный стаж), включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Отпуск по беременности и родам истца в следующие периоды с 17.06.1989г. по 17.10.1989г., с 21.01.1991г. по 30.05.1991г., с 07.011997г. по 05.01.1998г., с 08.06.2007г. по 25.10.2007г., предоставленные истцу в соответствии с ранее действовавшей статьей 165 КЗоТ РСФСР до 01 февраля 2002г., и статьей 255 Трудового кодекса РФ, в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» относятся к периоду нетрудоспособности, в течение которого женщине выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
В период с 07.01.1997г. по 05.01.1998г. истцу был предоставлен отпуск по беременности и родам на основании Закона Республики Коми от 20.10.1992г. «О дополнительных гарантиях по охране материнства и детства» продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов, с выплатой пособия по временной нетрудоспособности на основании больничного листа. При этом статья 165 КЗоТ РСФСР (действовавшая до 01.02.2002г.) предусматривала отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Из указанного периода ответчик исключил отпуск, предоставленный за пределами 140 дней, в периоды с 07.01.1997г. по 24.02.1997г. и с 14.07.1997г. по 05.01.1998г. Остальные периоды отпусков по беременности и родам включил в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Суд с позицией ответчика, исключившего из специального стажа истца част отпуска, не соглашается, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают включение в специальный стаж периода временной нетрудоспособности без каких-либо ограничений и оговорок.
Таким образом, отпуск по беременности и родам, использованные истцом до 01.11.1999г., в том числе периоды с 07.01.1997г. по 24.02.1997г. и с 14.07.1997г. по 05.01.1998г. подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Отпуск по уходу за ребенком
Ответчик включил в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком в период: с 18.10.1989г. по 20.01.1991г., с 14.06.1991г. по 14.06.1992г. в календарном исчислении, а этот же отпуск в период: с 01.09.1992г. по 16.10.1992г., с 06.01.1998г. по 05.03.1998г., с 26.10.2007г. по 31.07.2008г. исключил из специального стажа истца.
В соответствии с уточненной санаторием Серёгово справкой, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии … от 21.01.2011г. № 27 следует, что истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в следующие периоды: с 18.10.1989г. по 20.01.1991г., с 14.06.1991г. по 14.06.1992г., с 01.09.1992г. по 16.10.1992г., с 03.10.1998г. по 06.11.1998г., с 26.10.2007г. по 29.10.2008г.
С учетом правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении № 320-О от 05.11.2002 г., при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, отпуск по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения на момент предоставления отпуска.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 01.01.1971 г.) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста одного года в стаж работы по специальности, то есть в стаж работы для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности ( пункт 1 «б»).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Пункт 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, предусматривает, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и не содержит каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, согласно которой период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности (без каких-либо ограничений и оговорок) в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Учитывая, что один из отпусков по уходу за ребенком истца начался с 01.09.1992г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 01.09.1992г. по 16.10.1992г. подлежит включению в стаж работы, дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно статье 167 КЗоТ РФ в редакции федерального закона от 24.08.1995г. № 152-ФЗ, и статье 256 Трудового кодекса РФ, действующей с 02 февраля 2002г., периоды отпусков по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Таким образом, отпуск по уходу за ребенком, использованный истцом до 06.10.1992 г., и в период с 01.09.1992г. по 16.10.1992г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, а отпуск в периоды с 03.10.1998г. по 06.11.1998г., с 26.10.2007г. по 29.10.2008г. не подлежит включению в специальный стаж истца.
Работа, выполняемая неполный рабочий день, и отпуск без сохранения заработной платы.
Ответчик не включил в специальный стаж истца отпуск без сохранения заработной платы с 22.06.2000г. по 23.06.2000г. и период работы, выполняемой неполный рабочий день, с 01.08.2008г. по 09.02.2009г. Кроме того, судом установлено, что с 05.03.1998г. по 24.07.1998г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком и работала неполный рабочий день, что следует из рабочего времени истца: март-60 час., апрель-78 час., май-40 час, июнь-75 час., июль-59 час., что ниже установленной продолжительности рабочего времени в месяц за указанный период.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, ответчик обоснованно не включил в специальный стаж истца периоды отпуска без сохранения заработной платы с 22.06.2000 г. по 23.06.2000 г. и работы, выполняемой постоянно в течение неполного рабочего времени с 01.08.2008г. по 09.02.2009г., также подлежит исключению из специального стажа период работы с 05.03.1998г. по 24.07.1998г.
На основании изложенного следует, что период работы истца с 29 июля 1987 года по 04 марта 1998 года, с 25 июля по 02 октября 1998 года, с 07 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года засчитывается в стаж в льготном исчислении (1 год как 1год и 3 месяца), в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999г. № 464. Периоды с 01 ноября 1999 года по 21 июня 2000 года, с 24 июня 2000 года по 25 октября 2007 года, с 10 февраля 2009 года по 18 марта 2010 года засчитаются в стаж в календарном исчислении, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449. Следовательно, <данные изъяты> истец на день обращения к ответчику не имела права на досрочное назначение пенсии.
Поскольку у истца на день вынесения решения отсутствует 25 летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ, иск подлежит частичному удовлетворению, обязав ответчика включить вышеперечисленные периоды работы истца в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шергиной М.А. удовлетворить частично.
Возложить на ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми обязанность по включению Шергиной М.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ, в должности <данные изъяты> Государственного учреждения Республики Коми «Санаторий Серёгово» следующие периоды: с 29 июля 1987 года по 04 марта 1998 года, с 25 июля по 02 октября 1998 года, с 07 ноября 1998 года по 31 октября 1999 года - в льготном исчислении ( 1 год как 1 год 3 месяца); с 01 ноября 1999 года по 21 июня 2000 года, с 24 июня 2000 года по 25 октября 2007 года, с 10 февраля 2009 года по 18 марта 2010 года - в календарном исчислении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд.
Судья О.В. Черникова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2011г.