О признании незаконным действий должностных лиц



Дело № 2-24 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 03 февраля 2011г. гражданское дело по иску и.о. Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному бюджетному учреждению «<...> Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России в Республике Коми» о восстановлении Шкондиной Н.В. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Прокурор, действуя в интересах Шкондиной Н.В., обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «<...> Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России в Республике Коми» (далее по тексту ОИК<данные изъяты>) о признании незаконным действий должностных лиц ОИК<данные изъяты> в части снятия истицы с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о восстановлении истицы в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 23.11.2009г.

В обоснование иска указал, что истица работала в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы с 15.07.1974г. по 21.05.2001г., уволена с работы по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией учреждения, с должности <данные изъяты> Учреждения М<данные изъяты> (до 25.05.1999г. - Учреждение ПЛ<данные изъяты>) <адрес>. После ликвидации Учреждения М<данные изъяты> документы по жилищному учету были переданы его правопреемнику- Учреждение М<данные изъяты> ГУИН Минюста России. Истица была включена в список сотрудников учреждения на получение жилой площади за пределами Республики Коми по состоянию на 01.01.2002г. Документы, указывающие на время постановки истицы в очередь на получение жилплощади за пределами Республики Коми, не сохранились. Решением жилищно-бытовой комиссии ОИК<данные изъяты> (протокол № 8 от 22.09.2008г.) истица оставлена в списках по ОИК<данные изъяты> на получение жилой площади за пределами Республики Коми, основанием поставки на учет явилось её проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что предусмотрено п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Решением той же комиссии (протокол № 5 от 21.04.2009г.) истица включена в список на получение жилого помещения в г. <адрес>. Однако, на основании решения жилищно-бытовой комиссии ОИК<данные изъяты> от 23.11.2009г. истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерной постановкой на учет на основании пп.2 и 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Прокурор считает, что истица незаконно была снята с указанного учета решением жилищно-бытовой комиссии ОИК<данные изъяты> 23.11.2009г.(протокол № 10), так как в нарушение ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ комиссия при снятии с учета каких-либо новых обстоятельств, препятствующих нахождению истицы на учете не установлено, факт нахождения истицы в списке на получения жилого помещения за пределами Республики Коми по состоянию на 01.01.2002г. жилищно-бытовой комиссией ОИК<данные изъяты> признан. При проведении перерегистрации принято решение о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, об оставлении в списках по ОИК<данные изъяты> на получение жилого помещения за пределами Республики Коми. Кроме того, при снятии с учета не были приняты во внимание жилищные условия истицы на момент снятия с учета. Ссылка о том, что все полномочия по учету и постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы в органы местного самоуправления является необоснованной, так как предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма осуществляется органами государственной власти. Строительство жилого дома в г. <адрес> производилось за счет средств федерального бюджета, распределение жилых помещений производилось органом уголовно-исполнительной системы, то есть органом государственной власти, по решению жилищно-бытовой комиссии ОИК<данные изъяты> от 21.04.2009г. истица включалась в список на получение жилого помещения в <адрес>. Иных оснований, предусмотренных ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ для снятия истицы с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий не установлено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, судом привлечено Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее ГУФСИН России по Республике Коми).

Помощник прокурора Титов Н.Д. и представитель истицы- Шкондин А.И. в судебном заседании иск и доводы изложенные в исковом заявлении поддержали.

Представитель ОИК<данные изъяты> Граб А.Н. и представитель ГУФСИН России по Республике Коми Иванова Е.В. в судебном заседании с иском не согласились.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), действующего с 01 марта 2005 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2). В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Часть 3 настоящей статьи предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, Шкондина Н.В. работала в учреждении уголовно-исполнительной системы- Учреждение М<данные изъяты> (до 15.11.1997г. -ПЛ-<данные изъяты>) с 15 июля 1974 года, уволена с должности <данные изъяты> Учреждения М<данные изъяты> с 21 мая 2001 года по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией учреждения.

В связи с ликвидацией Учреждения М<данные изъяты> учетные дела сотрудников, нуждающихся в получении жилья за пределами Республики Коми, со списками по состоянию на 01 января 2002 года были переданы его правопреемнику- Учреждение М<данные изъяты>, расположенного в <адрес> (в настоящее время -ОИК<данные изъяты>) по акту приема-передачи от 30 марта 2003 года.

Истица числится в списках сотрудников Учреждения М<данные изъяты> на получение жилой площади за пределами Республики Коми по состоянию на 01 июля 2001г. и 01 января 2002 г. ( л.д. 43, личное дело истицы)

22.09.2008г. жилищно-бытовая комиссия ОИК<данные изъяты> осуществила переучет граждан, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за пределами Республики Коми, и решением (протокол № 8) Шкондина Н.В., проживающая в <адрес>, с составом семьи- 1 человек, оставлена в списках по ОИК-<данные изъяты> на получение жилья за пределами Республики Коми. При этом комиссией было установлено, что истица проживает в жилом доме признанного межведомственной комиссией администрации МО «<данные изъяты>» ( акт от 05.12.2005г. № 47) непригодным для проживания, ремонт которого экономически нецелесообразен, то есть истица проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д. 51-54, личное дело истицы).

21.04.2009г. решением (протокол № 05) жилищно-бытовой комиссией ОИК<данные изъяты> Шкондина Н.В. была включена в списки на получение жилого помещения во вводимом во втором полугодии 2009 г. в эксплуатацию жилом доме <адрес>, распределение квартир в котором будет осуществляться Федеральной службой исполнения наказаний России (ФСИН России).

23.11.2009г. решением (протокол № 10) жилищно-бытовой комиссией ОИК<данные изъяты> Шкондина Н.В. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пунктов 2 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий на момент постановки на жилищный учет (1995г.), и неправомерной постановкой на данный учет.

При проверке доводов и возражений сторон по рассматриваемому делу судом установлено следующее.

В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005г., учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Часть 3 настоящей статьи допускала урегулирование порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, довольно широким кругом правовых актов: законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР (статья 29), а также другим законодательством РСФСР. До 01 марта 2005 года единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда регулировался Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335, которыми было предоставлено право с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов и утверждать Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.

На территории Республике Коми до 10 июня 2005 г. в части не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденные Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190. До указанных Правил действовали аналогичные Правила, утвержденные Постановлением Совмина РК, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993 № 132.

Основания для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержались в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, перечень которых не был исчерпывающим, а также в приведенных выше Правилах учета граждан… Пункт 14 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190, предусматривал, что организации, имеющие жилищный фонд и ведущие жилищное строительство или приобретающие жилье, вправе устанавливать работникам дополнительные льготы по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с утвержденными в данных организациях положениями, коллективными договорами.

Судом установлено, что Учреждение М<данные изъяты> занималось заготовкой и переработкой древесины, и дальнейшим её сбытом. Доходы, полученные от производственной деятельности, Учреждение М<данные изъяты> использовало, в том числе, для строительства жилья сотрудникам (работникам) данного учреждения за пределами Республики Коми. В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения вправе были использовать доходы от производственной деятельности и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 23.09.1992 № 1122 «О мерах по ускорению строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государством поощрялось участие предприятий и организации в строительстве на территории Российской Федерации жилья и объектов социальной инфраструктуры для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 <данные изъяты> Коми АССР включен в районы Крайнего Севера.

Учреждение М<данные изъяты> (ранее ПЛ<данные изъяты>) вело учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе нуждающихся в получении жилых помещений за пределами Республики Коми, то есть желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из представленных ОИК<данные изъяты> Правил учета и распределения жилья сотрудникам и работникам Учреждения М<данные изъяты> за пределами Республики Коми и в городах Микунь, Емва, Печора, утвержденных приказом начальника Учреждения М<данные изъяты> 31.01.2000г. за № 72, следует, что нуждающимися в получении жилья за пределами Республики Коми признавались, в том числе, лица из ИТР, служащих, рабочих, имеющих трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, из которых не менее 15 лет работы в Учреждениях М<данные изъяты>, и достигших пенсионного возраста с учетом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Учет сотрудников (работников) для получения жилья за пределами Республики Коми ведется в Учреждении М<данные изъяты> и в подразделениях по месту их службы (работы) единым списком в управлении и подразделениях, из которых в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на внеочередное получение жилых помещений (ст. 36 ЖК РСФСР, ст. 19 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми). Копии списков квартирного учета предоставляются дважды в течение года по состоянию на 01 января и 01 июля в центральную жилищно-бытовую комиссию Учреждения М<данные изъяты>. На каждого сотрудника (работника), принятого на учет для получения жилья за пределами Республики Коми, в подразделениях ведется учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Распределение квартир среди подразделений осуществляется решением центральной жилищно-бытовой комиссией Учреждения М<данные изъяты> пропорционально количеству очередников и с учетом вклада в строительство каждого подразделения.

Таким образом, основанием для постановки на учет работников Учреждения М<данные изъяты> на получение жилья за пределами Республики Коми являлось наличие трудового стажа в данном Учреждении и достижение работником пенсионного возраста с учетом работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из учетного дела Шкондиной Н.В. следует, что она 28.02.1995г. обращалась с заявлением о постановке её в очередь на получение квартиры. В постановке на учет для получения жилья за пределами Республики Коми ей было отказано, о чем имеется письмо от 14.04.1995г. за подписью председателя ЖБК Учреждения ПЛ<данные изъяты>. Кроме того, в учетном деле имеется справка Учреждения М<данные изъяты> <адрес> от 12.11.1999г. о том, что общий стаж работы истицы в Учреждении на 01.12.1999г. составляет 25 лет 05 мес. 05 дн., а также справка о составе семьи истицы от 10.11.1999г.

Иные документы, на основании которых истица была включена в списки сотрудников Учреждения М<данные изъяты> на получение жилой площади за пределами Республики Коми по состоянию на 01 июля 2001г. и 01 января 2002 г., суду не представлены и судом они не добыты.

Из представленного акта, утвержденного 13.02.2007г. начальником ФГУ ИК<данные изъяты> УФСИН России по Республике Коми, следует, что документы (переписка, протоколы, решения, положения и иные) жилищно-бытовой комиссии ПЛ<данные изъяты> по распределению жилья за пределами Республики Коми были уничтожены( л.д. 39, 43-45, 60, 71).

Свидетели ФИО1 и ФИО2, до ликвидации Учреждения М<данные изъяты> выполнявшие обязанности председателя и секретаря жилищно-бытовой комиссии и подписавшие список сотрудников Учреждения М<данные изъяты> на получение жилой площади за пределами Республики Коми по состоянию на 01 января 2002 г., и допрошенные <данные изъяты> в порядке судебного поручения, показали, что Упреждение М<данные изъяты> (ранее ПЛ<данные изъяты>) принимало участия строительство жилья за пределами Республики Коми, порядок постановки работников Учреждения в очередь на получение жилья регламентировался Положением, разработанным этим Учреждением. Жилье предоставлялось тем, кто отработал более 25 лет и в других случаях. Суд принял факты, сообщенные свидетелями, так как нет оснований ставить под сомнение их истинность, их показания соответствуют и не противоречат установленным обстоятельствам дела.

Проанализировав записи трудовой книжки истицы, следует, что трудовой стаж работы истицы в Учреждении М<данные изъяты> (с учетом работы в Учреждении ПЛ<данные изъяты>) и в районах Крайнего Севера на день увольнения с работы -21.05.2001г.- составлял более 26 лет, и следовательно, по состоянию на 01 января 2001г. и 01 января 2002г. истица в силу приведенных Правил учета и распределения жилья сотрудникам и работникам Учреждения М<данные изъяты> за пределами Республики Коми имела право на получение жилья за пределами Республики Коми, а следовательно, состоять в соответствующих списках по месту работы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что жилищно-бытовая комиссия ОИК<данные изъяты> при проведении перерегистрации работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за пределами Республики Коми, и установив, что истица продолжает проживать в <адрес>, и то обстоятельство, что она проживает в жилом помещении признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, отсутствие иного жилого помещения для постоянного проживания, обоснованно в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ приняла 22 сентября 2008г. решение об оставлении её в списках по ОИК<данные изъяты> на получение жилья за пределами Республики Коми, а в дальнейшем -21 апреля 2009г. решение о включение её в список на получение жилья в <адрес>. Оснований, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса РФ, для снятия истицы с указанного учета решением жилищно-бытовой комиссии ОИК<данные изъяты> от 23 ноября 2009г. не имелось.

То обстоятельство, что в списках сотрудников Учреждения М<данные изъяты> на получение жилой площади за пределами Республики Коми по состоянию на 01 июля 2001г. и 01 января 2002 г. указана дата подачи истицей заявления -15.03.1995г. -не является юридически значимым обстоятельством для снятия истицы с жилищного учета, поскольку право на принятие на учет сотрудников (работников) на получение жилья за пределами Республики Коми у истицы наступило в период её работы в Учреждении М<данные изъяты>, в 1999 г. ею в жилищно-бытовую комиссию были представлены справка об общем стаже работы в Учреждении ПЛ<данные изъяты> и Учреждении М<данные изъяты> по состоянию на 01.12.1999г.- 25 лет 05 месяцев, справка с места жительства, и приобщены комиссией к учетному (личному) делу истицы.

Таким образом, исковые требования прокурора о признании незаконным решения ОИК<данные изъяты> о снятии истицы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановлении истицы в очереди граждан, нуждающихся в получении жилого помещения за пределами Республики Коми, заявлены обоснованно, подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд, госпошлина в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, в сумме <данные изъяты> ( п/п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Признать незаконным решение (протокол № 10) жилищно-бытовой комиссии ФБУ «<...> ГУФСИН России по Республике Коми» от 23 ноября 2009г. в части снятия Шкондиной Н.В. с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Возложить на ФБУ «<...> ГУФСИН России по Республике Коми» обязанность восстановить Шкондину Н.В. в очереди граждан, нуждающихся в получении жилого помещения за пределами Республики Коми.

Взыскать с ФБУ «<...>» ГУФСИН России по Республике Коми государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования МР «<данные изъяты>» в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2011г.