Об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и выдать жилищный сертификат



Дело № 2-253/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 года г. Емва

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Захваткина И.В.,

При секретаре Салуян О.В.,

С участием истца Мингалева И.В., его представителя Мингалевой Т.А.,

Представителя ответчика <...> Болотова В.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

МИНГАЛЕВА И.В. к <...> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и выдаче жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Мингалев И.В. обратился в суд с иском к <...> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и выдаче государственного жилищного сертификата, согласно федеральной целевой программы «Жилище».

В исковом заявлении и судебном заседании истец и его представитель указали, что Мингалев И.В. является <данные изъяты>. Имеет стаж службы в календарном исчислении более <данные изъяты>, в льготном - более <данные изъяты>. Зарегистрирован с <ДД.ММ.ГГГГ> <адрес>. При прохождении службы в <...>, расположенном в <адрес>, Мингалев И.В. неоднократно обращался с требованиями поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе до марта 2005 года. Обжаловать отказы в принятии заявлений о постановке на учет он боялся, так как руководство ответчика могло оказать на него давление с возможными неблагоприятными последствиями при прохождении службы. На учет он не был поставлен и ему разъяснялось, в том числе письменно, что решение вопросов постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, передано в компетенцию сельского поселения «<данные изъяты>», в который входит территория <адрес>. Данный отказ считает незаконным, так как в феврале 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы в <...> были поставлены ряд сотрудников. Считает, что он должен был быть поставлен на учет нуждающихся, так как не имел жилых помещений. При постановке на учет и указанном стаже службы он имел бы право на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 года и на получение жилищного сертификата согласно абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, как сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, содержащийся за счет средств федерального бюджета и увольняемый со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность которой в календарном исчислении составляет более 10 лет.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что истец письменно с заявлением о постановке на учет по месту службу в <...> не обращался. Истцу письменно также не отказывалось в постановке на учет. Указал, что действительно существовал период с 2003 по 2004 год, когда сотрудникам указывали, что они имеют право встать на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления. Однако, принятие на учет сотрудников было возобновлено до 01 марта 2005 года, но истец не обращался. Кроме того, если истец был бы не согласен с решениями администрации <...>, он мог оспорить их законным способом защиты своих прав в судебном порядке. После 01 марта 2005 года учет сотрудников нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления согласно жилищного законодательства.

Представители, привлеченных по делу третьих лиц, <...> и <...> в судебное заседание не явились. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель <...> представил письменный отзыв, указав, что постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялась учреждениями уголовно-исполнительной системы до 01 марта 2005 года. В настоящее время с заявлением о постановке на учет истец может обратиться в органы местного самоуправления.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит в исковых требованиях отказать.

Судом установлено, что истец проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы - <...> и был уволен по пункту «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья. Имеет общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет. С 1992 года по настоящее время истец зарегистрирован в <адрес>. На учетах, как нуждающийся в жилых помещениях, по месту жительства и по месту службы не состоял.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 подпункта «а» и абзацами 1 и 3 подпункта «г» пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, истец мог иметь право на участие в подпрограмме, как сотрудник учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащийся за счет средств федерального бюджета и увольняемый со службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанный в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); либо как гражданин, уволенный со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, вставший в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.

Таким образом, в указанных случаях для получения жилищного сертификата лицо должно быть признано нуждающимся в жилых помещениях и состоять на учете по месту службы или месту жительства в органе местного самоуправления.

Справками ответчика и администрации сельского поселения «<данные изъяты>», на территории которого истец зарегистрирован с 1992 года, подтверждается, что истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях ни по месту службы, ни по месту регистрации.

Доводы истца, что он обращался к руководству <...> с вопросами о постановке на учет и ему было отказано, не имеют юридического значения, так как данное обращение истца являлось ненадлежащим.

Необходимость подачи письменного заявления (рапорта) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, регламентирована пунктом 19 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…» и пунктом 3 Приказа ФСИН РФ от 04 июня 2007 года № 287 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе».

Согласно пункта 4 указанной «Инструкции…» вместе с заявлением (рапортом) на участие в подпрограмме гражданин прилагает выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати.

В установленном порядке с письменным заявлением о постановке на учет к председателю жилищно-бытовой комиссии истец не обращался. Представленный ответ за подписью начальника <...>, что в июне 2003 года жилищный фонд и вопросы постановки на учет переданы в орган местного самоуправления - сельское поселение «<данные изъяты>», не содержит даты составления и адресата, что направлен истцу.

Кроме того, в случае отказа истцу в постановке на учет, он имел право проявить своевременную надлежащую защиту своих прав и обжаловать данный отказ в установленном законом порядке.

Также суд находит, что при подаче заявления о постановке на учет, истец должен был представить ряд документов, подтверждающих его нуждаемость в жилых помещениях, что подлежало проверке жилищно-бытовой комиссией.

Принимая во внимание, что доказательств письменного обращения истца к ответчику с требованиями о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не представлено, суд находит, что правовой статус истца не соответствует требованиям закона, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем, отказ ответчика в постановке истца на учет в настоящее время является правомерным.

Представленное истцом решение Княжпогостского районного суда от 25 мая 2005 года о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на 13 февраля 2004 года, являлось основанием для возмещения истцу процентов по кредитному договору, согласно постановления Правительства Республики Коми от 24 февраля 2004 года «О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных гражданами на строительство и приобретение жилья» и относится к другим правоотношениям.

В настоящем же деле, как указывалось выше судом, юридически значимым обстоятельством, являлся заявительный порядок обращения истца с требованием о постановке на учет (подача письменного заявления (рапорта), что являлось исключительным основанием для рассмотрения данных вопросов.

При изложенных обстоятельствах в исковых требованиях истца о постановке на учет надлежит отказать. Так как, требование истца о выдаче жилищного сертификата зависит от обстоятельств нуждаемости истца в жилых помещениях и постановки его на жилищный учет, иск в данной части также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях МИНГАЛЕВА И.В. к <...> о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и выдаче жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 03 марта 2011 года.

Судья И.В. Захваткин