О возмещении морального вреда



Дело № 2-255

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Княжпогостский районный суд Республики Коми

в составе судьи Коршуневской М.З.,

при секретаре Раскита Е.И.,

с участием ст.помощника Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Титова Н.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва

3 марта 2011 года дело по иску Королева А.Н. к <Ответчик> о возмещении морального вреда в сумме <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Королев А.Н. обратился в суд с иском к <Ответчик> о возмещении морального вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование исковых требований Королев А.Н. указал, что с 9 июня 2010 года является <данные изъяты>, однако ответчик, в нарушение требований ст.98 УИК РФ, несвоевременно представил сведения в органы пенсионного фонда, в связи с чем, в течение трех месяцев не мог получать пенсию, а потому, был лишен возможности купить себе продукты питания, витамины, лекарства, не мог написать письма родным и близким с обращением за помощью, т.к. не мог купить конверты, не мог купить себе соль, чай, футболку, майку, трусы, носки. По приезду к ответчику 5 августа 2010 года вышеперечисленные вещи ответчиком не были выданы, был лишен возможности приобрести себе ботинки, выписать себе газеты и журналы, не мог вести переписку с правозащитными организациями написать письмо в православную Церковь.

В судебном заседании истец Королев А.Н. не присутствует, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель <Ответчик> Гладий В.В. исковые требования Королева А.Н. не признал.

Привлеченный в качестве заинтересованного лица по делу представитель <Заинтересованное лицо 1> Болотов В.С. с иском Королева А.Н. не согласен.

Представитель <Заинтересованное лицо 2> в <адрес>, привлеченный по делу в качестве заинтересованного лица, Станко О.П., просит дело рассмотреть на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителей, исследовав доказательства по делу, установил следующее.

Истец Королев А.Н., отбывал наказание в <Заинтересованное лицо 1> <адрес>, 9 июня 2010 года был признан <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> <№>. 22 июля 2010 года он обратился в <Заинтересованное лицо 2> в <адрес> с заявлением об оформлении ему социальной пенсии. 23 июля 2010 года Королеву А.Н. была назначена социальная пенсия <данные изъяты> с 1.07.2010 года.

3 августа 2010 года осужденный Королев А.Н. был этапирован в <Ответчик> для дальнейшего отбывания наказания.

9 августа 2010 года из <Заинтересованное лицо 1> в адрес <Заинтересованное лицо 2> в <адрес> поступила информация об убытии из учреждения получателя социальной пенсии Королева А.Н. 31 августа 2010 года из <Ответчик> поступила справка о месте нахождения Королева А.Н. и банковские реквизиты учреждения. 15 сентября 2010 года пенсия за июль, август, сентябрь была перечислена адресату.

В соответствии с Письмом МВД РФ от 06.11.1997 г. № 18/13-204 «О порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях», администрации исправительного учреждения в пятидневный срок сообщает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменениях списочного состава пенсионеров.

Несвоевременное сообщение в <Заинтересованное лицо 2> в <адрес> о нахождении у ответчика - <Ответчик> осужденного Королева А.Н. - получателя социальной пенсии, как установлено в судебном заседании, - имело место, однако данный факт привел к нарушению имущественных прав истца, поскольку произошла задержка в выплате Королеву А.Н. пенсии. В то же время, сам истец к ответчику - <Ответчик> с сообщением о том, что он является получателем пенсии, не обращался, в материалах личного дела осужденного вышеуказанных сведений, на момент его прибытие в учреждение, не было.

Согласно ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями /бездействием/, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом, то есть наступление ответственности в соответствии с данной нормой возможно только в случае прямого указания об этом в законе.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред /физические или нравственные страдания/ действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. То есть, для наступления ответственности в соответствии с вышеприведенной правовой нормой, необходимо наличие физических или нравственных страданий, вина причинителя вреда и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом.

Проанализировав доводы истца, с точки зрения вышеприведенных правовых норм, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Королеву А.Н. отказать.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что в результате несвоевременного сообщения ответчиком сведений в органы пенсионного фонда и несвоевременного поступления ему денежных средств, он был лишен возможности купить себе продукты питания, лекарства, одежду и обувь, написать письма родным, в правозащитные и религиозные организации.

По прибытию истца Королева А.Н. в учреждение <Ответчик>, в соответствии с действующим законодательством, он был обеспечен постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, вещевым и продовольственным довольствием по нормам положенности для осужденных. Для прохождения курса лечения был обеспечен необходимыми медикаментами и витаминными препаратами.

В соответствии с приложением № 4 Приказа Минюста России № 125 от 2 августа 2005 года, Королев А.Н. был обеспечен продовольственным довольствием по норме питания для больных осужденных, находящихся на стационарном лечении по поводу туберкулеза, трехразовым ежедневным горячим питанием. Кроме того, будучи больным, находящимся на стационарном лечении по поводу туберкулеза, в соответствии с примечанием к норме питания больных дополнительно выдаются ежесуточно установленные приказом продукты.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истцом не представлено суду доказательств, что при нахождении в лечебном учреждении (у ответчика), ему не была предоставлена необходимая медицинская помощь, в том числе он не был обеспечен лекарственными препаратами и витаминами.

В соответствии с п.2 Приказа Минюста России № 85 от 9 июня 2005 года «Об утверждении порядка применения норм вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание», сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Последующая выдача вещевого довольствия производится по мере необходимости, но не ранее установленных сроков носки. В пункте 3 указано, что в случае преждевременного износа одежды и обуви, новые предметы выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления осужденного. Приобретение одежды и обуви осужденными за деньги, вышеназванным приказом не предусмотрено.

Доказательств того, что истец Королев А.Н. обращался к ответчику с заявлением о выдаче ему предметов одежды, обуви, головных уборов, истцом суду не представлено.

Как видно из представленной ответчиком справки, за период с 10 августа по 9 сентября 2010 года истцом Королевым А.Н. направлено <данные изъяты> письма различным адресатам. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец вел активную переписку.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что ответчик нарушил требования ст.98 УИК РФ).

Вышеназванные требования Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации ответчиком нарушены не были.

Кроме того, изложенные Королевым А.Н. в исковом заявлении доводы о лишении возможности купить себе продукты питания, лекарства, одежду и обувь, написать письма родным, в правозащитные и религиозные организации, т.е связаны с нарушением имущественных прав истца, тогда как законом возмещение морального вреда, согласно ст.151 ГК РФ, связано с нарушением личных неимущественных прав гражданина. Нарушение личных неимущественных прав Королева А.Н. или посягательств на другие нематериальные блага со стороны ответчика судом не установлено, а истцом не представлено.

Таким образом, требования истца о возмещении морального вреда не являются основанными на законе и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.151, 1099 ГК РФ ст.151, 1099 ГК РФ, ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Королева А.Н. к <Ответчик> о возмещении морального вреда в сумме <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней, со дня изготовления решения в полном объеме - 9 марта 2011 года, путем подачи жалобы в Княжпогостский районный суд.

Судья М.З.Коршуневская

Копия верна: судья