Дело № 2-230/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Захваткина И.В.,
При секретаре Салуян О.В.,
С участием прокурора Титова Н.Д.,
истца Виноградова В.В., его представителя Кельина П.С.,
Представителя ответчика Гладий В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах ВИНОГРАДОВА В.В. к <Ответчик> по <адрес> о восстановлении в очереди, как нуждающегося в улучшении жилищных условий и об обязании включить его состав участников жилищной программы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах жилищных прав Виноградова В.В. к <Ответчик> по <адрес> о признании незаконными действий должностных лиц <Ответчик> по исключению Виноградова В.В. из очереди нуждающихся в жилых помещениях, об обязании восстановить Виноградова В.В. в указанной очереди с 20 января 2005 года и включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для получения государственного жилищного сертификата.
Позднее прокурор и истец уточнили исковые требования, исключив требование о признании незаконными действий должностных лиц <Ответчик> по исключению Виноградова В.В. из очереди нуждающихся в жилых помещениях.
В исковом заявлении прокурор указал, что истец проходил <данные изъяты>, уволен со службы у ответчика 08 июня 2007 года по <данные изъяты>) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, имеет выслугу лет в календарном исчислении 24 года 07 месяцев 28 дней. Решением жилищно-бытовой комиссии (далее ЖБК) от 19 февраля 2005 года истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 4 человека, с момента подачи заявления, с 20 января 2005 года, в соответствии с пунктом 8 «б» «Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190, как проживающий в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям и не имеющий жилого помещения для постоянного проживания. Решением ЖБК <Ответчик> по <адрес> от 12 февраля 2009 года истец был снят с указанного учета по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, и исключен из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с тем, что ранее был принят на учет неправомерно. Прокурор считает, что истец незаконно был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как жилищные условия до 01 марта 2005 года. в соответствии с п.п. 16,17 «Правил учета… № 190» должны были проверяться жилищно-бытовой комиссией, чего не было сделано, поэтому отсутствие акта проверки жилищных условий не может свидетельствовать о предоставлении истцом документов, не соответствующих действительности, в связи с чем, снятие его с учета по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является необоснованным. Также не приняты во внимание жилищные условия истца, которые имелись на момент снятия его с учета.
Истец и его представитель поддержали исковые требования и доводы заявления, указав, что занимаемое истцом жилое помещение признано непригодным для проживания.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что истец был снят с очереди законно, как имеющий для проживания на состав семьи 4 человека жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты>, то есть более <данные изъяты> на одного человека, что не давало право ставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поэтому 12 февраля 2009 года истец был снят с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора удовлетворить.
Кассационным определением Верховного Суда Республики Коми по иску прокурора в интересах Виноградова В.В. о том же предмете и по тем же основаниям при направлении дела на новое рассмотрение, в соответствии со ст. 369 ГПК РФ, было указано, что суду необходимо установить пригодность жилого помещения, занимаемого истцом, для проживания на момент снятия его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства были определены судом по данному делу юридически значимыми.
Суд находит, что занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение, на момент снятия истца с очереди не соответствовало установленным для жилых помещений требованиям.
Судом установлено, что Виноградов В.В. проходил <данные изъяты>, уволен с должности <данные изъяты> <Ответчик> по <адрес> 08 июня 2007 года по <данные изъяты> Положения о службе в органах внутренних дел РФ, выслуга лет в календарном исчислении на 08 июня 2007 года составляет 24 года 07 месяцев 28 дней.
В период прохождения службы Виноградову В.В. на основании решения ЖБК в/ч <№> от 19 июня 1989 года и решения исполнительного комитета <данные изъяты> поселкового Совета народных депутатов от 24 июня 1989 года <№> была предоставлена служебная трехкомнатная квартира в деревянном двухэтажном доме <данные изъяты> постройки по адресу <адрес>, на состав семьи из четырех человек.
В период прохождения службы решением ЖБК Учреждения <данные изъяты> от 19 февраля 2005 года Виноградов В.В. был принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек в соответствии с пунктом 8 «б» Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года <№>, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания.
11 апреля 2005 года Виноградов В.В. заключил договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, с составом семьи четыре человека.
Решением ЖБК <Ответчик> от 25 мая 2007 года Виноградов В.В. был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, документы направлены для рассмотрения в УФСИН России по <адрес>.
В ходе проверки представленных документов УФСИН было выявлено отсутствие документов, послуживших основанием для принятия истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и установлено, что юридические основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан отсутствовали.
Было установлено, что истец занимал по договору социального найма жилое помещение - <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., в том числе жилой <данные изъяты> и соответственно на момент постановки на учет, был обеспечен с учетом состава семьи жилой площадью более учетной нормы.
В связи с установленным, УФСИН по <адрес> 02 февраля 2009 года отказало Виноградову В.В. в получении государственного жилищного сертификата.
В свою очередь, решением ЖБК <Ответчик> от <ДД.ММ.ГГГГ> Виноградов В.В. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и исключен из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В 2004 году жилое помещение истца было передано в муниципальную собственность, в связи с чем, статус «служебного» утратило.
Виноградов В.В. 19 февраля 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен с 20 января 2005 года на соответствующий учет в период действия Жилищного кодекса РСФСР и «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999г. № 190.
В силу пункта 8 «б» «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 199 года № 190, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, действующего с 01 марта 2005 года, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа при принятии на учет лиц, не подлежащих согласно действующему законодательству постановке на учет для получения жилья.
При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, Виноградов В.В. не представлял сведения, не соответствующие действительности.
Доказательств неправомерных действий должностных лиц, послуживших принятию истца на учет, суду не представлено. Не указано таких обстоятельств и в решении ЖБК, которым истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд находит, что оснований для снятия истца с учета 12 февраля 2009 года не имелось.
Представитель РБТИ по <адрес> Темнов Г.И. в судебном заседании от 21 февраля 2011 года указал, что занимаемое истцом жилое помещение решением межведомственной комиссии от 24 ноября 2010 года признано непригодным для проживания, в связи с техническим износом., а именно, в связи с разрушением фундамента, просадки и выпучивания стен, перекоса окон. Капитальный ремонт дома проводить нецелесообразно. Обычно жилое помещение признается непригодным для проживания при физическом износе от 61 до 80%. При существующей методике определения данного процента износа, на момент снятия истца с учета 12 февраля 2009 года, жилое помещение могло иметь тот же процент износа (65%). Установленные недопустимые недостатки в строении не возникли одномоментно и существовали в 2009 году.
В связи с установленным техническим состоянием дома, жилое помещение истца межведомственной комиссией от 24 ноября 2010 года было признано непригодным для проживания. Установлено: просадка фундамента, стен и полов дома; значительный прогиб перекрытий; перекос окон и дверей до 5 см.; отклонение перегородок стен дома до 5 см.; состояние всех элементов конструкций дома - ветхое.
Согласно пунктов 33, 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» в пункте 4.2.1.3. которых указано, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала.
Обстоятельства непригодности жилого помещения для проживания на 12 февраля 2009 года были определены судом юридически значимыми, в связи с чем, сторонам было предложено представить доказательства данного факта, в том числе, путем решения вопроса о назначении судебно строительно-технической экспертизы.
Обстоятельства, что жилое помещение занимаемое истцом на момент снятия с учета 12 февраля 2009 года имело тоже техническое состояние и являлось непригодным для проживания, что и в настоящее время, письменно признано представителем ответчика.
На основании ст. 68 ч. 2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Учитывая, что представитель ответчика имеет право на признание обстоятельств по делу согласно выданной доверенности, а также что признание не совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела, а также под влиянием обмана, насилия, угрозы или добросовестного заблуждения, суд, в соответствии со ст. 68 ч. 3 ГПК РФ, находит принять данное признание и освободить стороны от дальнейшего доказывания данного обстоятельства.
Кроме того, об обстоятельствах непригодности жилого помещения истца на 12 февраля 2009 года, свидетельствует указанное выше техническое состояние дома, имеющего недопустимые деформации и отклонения конструкций от вертикали, разрушение фундамента, прогиб перекрытий, перекос окон и дверей.
Принимая во внимание, установленные межведомственной комиссией размеры отклонений, прогибов и перекосов конструкций, суд находит, что данные недопустимые нарушения имелись и на 12 февраля 2009 года, что подтверждается также показаниями руководителя РБТИ по <адрес> Темнова Г.И., опрошенного в качестве специалиста.
На основании изложенного, истец подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищный условий.
В связи с признанием права истца состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец имеет права на включение в список участников федеральной жилищной программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., согласно пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Таким образом, право истца на участие в программе «Жилище» на 2002-2010 годы, подлежат восстановлению, путем обязания ответчика включить Виноградова В.В. в составе семьи 4 человека в список участников для получения государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Усть-Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах ВИНОГРАДОВА В.В. к <Ответчик> по <адрес> удовлетворить.
Обязать <Ответчик> по <адрес> восстановить ВИНОГРАДОВА В.В. в очереди, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать <Ответчик> по <адрес> включить ВИНОГРАДОВА В.В. в составе семьи 4 человека, в состав участников подпрограммы «ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ» ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002 - 2010 ГОДЫ» для получения государственного жилищного сертификата.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 16 марта 2011 года.
Судья И.В. Захваткин