О признании отказа незаконным, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении единовременной денежной выплаты



Дело № 2-346 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 11 апреля 2011г. гражданское дело по заявлению Сафроновой В.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 29.11.2010г. № 3103 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в получении жилья,

установил:

Сафронова В.И. обратилась в суд с заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 29.11.2010г. № 3103 об отказе ей в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о включении в список граждан, нуждающихся в получении жилья.

Заявитель и её представитель Дидыч Г.В., надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель в предыдущем судебном заседании пояснила, что Сафронова В.И. в связи с <данные изъяты> в суд явиться не может, проживает она в бараке, с печным отоплением, в силу возраста и болезни нуждается в улучшении жилищных условий, возражала против передачи дела в суд по месту нахождения Агентства Республики Коми по социальному развитию, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Агентство Республики Коми по социальному развитию и Администрация сельского поселения «Чиньяворык»не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание. В материалах дела имеется отзыв Агентства относительно заявления, в котором указано, что представленные Сафроновой В.И. документы для рассмотрения вопроса о выплате ей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья не подтверждают её право на получение указанной выплаты, заявило ходатайство о передаче дела для рассмотрения в суд по месту нахождения Агентства. Администрация сельского поселения «Чиньяворык» в своем отзыве заявление поддержала.

Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющихся в деле доказательствах в отсутствии лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 11 апреля 2011г. ходатайство Агентства Республики Коми по социальному развитию о передаче дела для рассмотрение в суд по месту нахождения Агентства отказано.

Суд, оценив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, Сафронова В.И. является вдовой погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленный статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». <данные изъяты>.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29 ноября 2010г. № 3103 Сафроновой В.И., члену семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, а также приказано исключить из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вдов погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона).

Во исполнение Федерального законодательства в Республике Коми принят закон Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

В целях реализации Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 « О мерах по реализации Закона республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно пункту 3 Порядка Агентство Республики Коми по социальному развитию обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.

Представление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком ( п.6 Порядка)

По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса законности решения Агентства Республики Коми социальному развитию об отказе Сафроновой В.И. в выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключения её из республиканского списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Из отзыва Агентства Республики Коми по социальному развитию следует, что основанием к отказу в выплате единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья Сафроновой В.И. явилось значительное превышение показателя обеспеченности общей площадью жилого помещения по сравнению с учетной нормой, установленной решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26.09.2005г. № 175, и непредставление заключения межведомственной комиссией о непригодности для постоянного проживания жилого помещения.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях указаны в статье 51 Жилищного кодекса РФ, где указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Сафронова В.И. является <данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Квартира находится в многоквартирном одноэтажном жилом доме, сборно-щитовой конструкции, 1966 года постройки, общей площадью <данные изъяты>, состоящей из двух жилых комнат, площадью - <данные изъяты>. Дом не оборудован централизованными инженерными сетями: холодным и горячим водоснабжением, водоотведение, отопление. В доме печное отопление.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение статьи 15 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 7 настоящего Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации сельского поселения «Чиньяворык» от 31 марта 2010г. жилой дом, в котором расположена квартира заявителя, не отвечает требованиям пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. При этом, в силу пункта 41 названного Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Решением Совета сельского поселения «Чиньяворык» от 11 февраля 2011года № II-16/2 установлен достигнутый средний уровень благоустройства муниципального жилищного фонда по сельскому поселению «Чиньяворык» дома с центральным отоплением, с холодным водоснабжением, с водоотведением.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что жилое помещение, в котором проживает заявитель, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку оно не оборудовано инженерными системами, которыми должны быть оборудованы жилые дома сельского поселения «Чиньяворык», а именно: централизованным отоплением, холодным водоснабжением и водоотведением (канализацией), поэтому заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

На основании постановления Администрации сельского поселения «Чиньяворык» от 31 марта 2010г. № 16 Сафронова В.И. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 3 части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, с составом семьи - один человек. Данная информация была предоставлена Агентству Республики Коми по социальному развитию.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Агентство Республики Коми по социальному развитию, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, без законных на то оснований, отказал Сафроновой В.И. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, поэтому заявление о признании незаконным приказа от 29.11.2010г. № 3103 об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, о восстановлении в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», поэтому заявление следует удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 15, 51 ЖК РФ, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Постановления РФ от 28.01.2006г. № 47, Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ, Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010г. № 58, ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Сафроновой В.И. удовлетворить.

Признать незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29 ноября 2010 г. № 3103 об отказе Сафроновой В.И. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его вынесения, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова