Дело № 2-387 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 05 мая 2011г. гражданское дело по заявлению Каракчиевой М.С. к Администрации сельского поселения «Иоссер» и Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании жилого помещения непригодным для проживания и признании незаконным приказа от 21.12.2010г. № 3442 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
установил:
Каракчиева М.С. обратилась в суд с приведенным выше исковым заявлением.
В обоснование иска указано, что истец является <данные изъяты>, собственного жилья не имеет, состоит на учете в Администрации сельского поселения «Иоссер» как нуждающаяся в улучшении жилищный условий. Истец проживает в двухкомнатной квартире в деревянном доме на втором этаже, комнаты проходные, что является неудобством во взаимоотношениях с сыном- инвалида с детства. Имеются проблемы с выходом на улицу, так как лестница очень крутая. Из-за отсутствия газоснабжения возникает необходимость закупки дров для топки печи, отсутствие горячего водоснабжения и болезнью ног также вызывают неудобства в соблюдении личной гигиены.
Истец Каракчиева М.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Агентство Республики Коми по социальному развитию не направило своего представителя в судебное заседание, представило отзыв относительно иска, в котором в иске просит отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Администрации сельского поселения «Иоссер» Слудников И.В. в судебном заседании с иском к Администрации сельского поселения «Иоссер» не согласился, пояснил, что занимаемое истцом жилое помещение заключением межведомственной комиссией признано пригодным для проживания. Истец поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714. В жилых домах поселка Иоссер отсутствует газ. Также жилые дома не оборудованы электрическими плитами для приготовления пищи, но жители домов, в том числе истец готовят пищу на бытовых электрических плитах, либо на печи, которые имеются в квартирах. Истца обслуживает социальный работник.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив их, находит заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Каракчиева М.С. является <данные изъяты> и имеет право на меры социальной поддержки, установленный статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 21 декабря 2010г. № 3442 Каракчиевой М.С. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в получении жилья, относящихся к категориям, установленным статями 14,15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вдов погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона).
Во исполнение Федерального законодательства в Республике Коми принят закон Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В целях реализации Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 « О мерах по реализации Закона республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно пункту 3 Порядка Агентство Республики Коми по социальному развитию обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.
Представление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком ( п.6 Порядка)
По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса законности решения Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе Каракчиевой М.С. в выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключения её из республиканского списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», а также является ли жилое помещение, занимаемое Каракчиевой М.С., пригодным (непригодным) для проживания.
Из отзыва Агентства Республики Коми по социальному развитию следует, что основанием к отказу в выплате единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья Каракчиевой М.С. явилось отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истец обеспечен общей жилой площадью более учетной нормы общей площади, занимаемого жилое помещение пригодно для проживания.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях указаны в статье 51 Жилищного кодекса РФ, где указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что Каракчиева М.С. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 41 м2, с составом семьи -два человека.
Квартира находится в деревянном брусчатом двухэтажном восьмиквартирном жилом доме, 1950 года постройки. Дом оборудован центральным водопроводом холодной воды, отоплением и канализацией, туалетом.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение статьи 15 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 настоящего Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации сельского поселения «Иоссер» от 22 октября 2010г. по техническому состоянию дома <адрес> пригодна для постоянного проживания. Износ дома составляет 54 %. В заключении также указано особое мнение комиссии о нуждаемости Каракчиевой М.С. в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В пункте 41 Положения указано, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Исходя из ст. 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с решением Совета сельского поселения «Иоссер» от 29.11.2010г. № 2-15/4 средним достигнутым уровнем благоустройства муниципального жилищного фонда отнесены жилые дома с центральным отоплением.
В п. Иоссер отсутствует газоснабжение, горячее водоснабжение.
Заключение межведомственной комиссии истцом не оспорен, не представлено доказательств его незаконности.
На основании изложенного следует, что занимаемая истцом квартира соответствует санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также уровню благоустройства, установленного в настоящее время в п. Иоссер, отсутствие горячего водоснабжения и газоснабжение не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания, следовательно, отсутствуют основания для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, как по пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку на каждого проживающего в квартире (Каракчиева М.С. и ФИО1) приходится по 20,5 м2, что превышает учетную норму - 11 м2, установленную для постановки на жилищный учет Решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26.09.2005г. № 175.
Факт того, что жилой <адрес> не оборудованы стационарными электроплитами вместо газовых электроплит не может однозначно свидетельствовать о несоответствии данного жилого помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Как пояснил представитель Администрации сельского поселения «Иоссер» жители указанного дома, в том числе истец пользуются для приготовления пищи бытовыми электроплитами и печами, имеющимися в квартирах.
На основании постановления Главы сельского поселения «Иоссер» от 27.04.2010г. № 16 Каракчиева М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с составом семьи два человека. Основанием постановки на учет - п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714. Данное постановление суд не принимает во внимание, так как оно принято без учета указанных выше норм жилищного законодательства, а указанный Указ Президента РФ не содержит дополнительных оснований для признания ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ (пожилой возраст истца, состояние её здоровья и её сына, его инвалидность)нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания <адрес> непригодной для проживания, и о наличии законных оснований для отказа Агентством Республики Коми по социальному развитию истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, и считает, что в заявление о признании указанной квартиры непригодной для проживания и о признании незаконным приказа от 21.12.2010г. № 3442 об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 15, 51 ЖК РФ, федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ, постановлением Правительства РК от 22.03.2010г. № 58, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Каракчиевой М.С. к Администрации сельского поселения «Иоссер» о признании жилого помещения непригодным для проживания и к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 21.12.2010г. № 3442 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2011г. 10 часов.