Дело № 2-456 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Латыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 31 мая 2011г. гражданское дело по заявлению Чумаковой А.П. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 22.11.2010г. № 2989 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
установил:
Чумакова А.П. обратилась в суд с заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 22.11.2010г. № 2989 об отказе ей в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Истица Чумакова А.П. в судебном заседании заявление поддержала, пояснила, что, поскольку она состоит на учете в Администрации сельского поселения «Серёгово» как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 20 апреля 2010г. её квартира признана не соответствующей требованиям предъявленным к жилым помещениям по п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, имеет право на получение выплаты на приобретение или строительства жилья. Квартира является непригодной для проживания, так как в ее квартире отсутствует горячая вода, плохо отапливается, крыша течет.
Агентство Республики Коми по социальному развитию и Администрация сельского поселения «Серёгово» не направили своего представителя в судебное заседание, представили отзыв относительно иска, в которых просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Агентство просит в иске отказать. Администрация Сельского поселения «Серёгово» просит иск удовлетворить.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, оценив их, находит заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Чумакова А.П. является <данные изъяты> и имеет право на меры социальной поддержки, установленный статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
29 октября 2010г. Чумакова А.П. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 22 ноября 2010г. № 2989 Чумаковой А.П. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в получении жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем вдов погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу президента РФ от 07.05.2008г. № 714 в редакции от 09.01.2010 № 30 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» обеспечиваются жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона).
Во исполнение Федерального законодательства в Республике Коми принят закон Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В целях реализации Закона Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010г. № 58 « О мерах по реализации Закона республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно пункту 3 Порядка Агентство Республики Коми по социальному развитию обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.
Представление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком (п.6 Порядка).
По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса законности решения Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе Чумаковой А.П. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья и исключения её из республиканского списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
Из отзыва Агентства Республики Коми по социальному развитию следует, что основанием к отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья Чумаковой А.П. явилось отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Занимаемое истицей жилое помещение пригодно для постоянного проживания.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях указаны в статье 51 Жилищного кодекса РФ, где указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение статьи 15 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 настоящего Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу пункта 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В пункте 41 Положения указано, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Судом установлено, что Чумакова А.П. проживает в принадлежащей ей на праве собственности трехкомнатной квартире, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, с составом семьи –четыре человека (истица, её дочь, зять и внук). Квартира находится в панельном двухэтажном восемнадцатиквартирном жилом доме, 1985 года постройки. Дом оборудован центральным отоплением и канализацией, электроосвещение от существующих электросетей, водопроводом холодной и горячей воды, электрической печью. Газ отсутствует.
Согласно справке ГУ РК «Санаторий «Серёгово» дом, в котором проживает Чумакова А.П. подключен к коммуникациям санатория. По техническим причинам горячая вода подается на дом по графику с 19 до 22 часов, в воскресенье с 8 до 22 часов. Оплата за горячую воду с истицы не взимается.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации сельского поселения «Серёгово» от 30 сентября 2010г. и акта обследования жилого помещения по техническому состоянию дома квартира <адрес> пригодна для постоянного проживания. Износ дома составляет 28 %. В акте обследования помещения от 30 сентября 2010г. указано, что на момент обследования местами наблюдается протекание кровли, квартира холодная, а также указано на необходимость проведения текущего ремонта санузла, ванной комнаты.
Из представленной ГУ РК «Санаторий «Серёгово» информации следует, что отопительный сезон 2010-2011г.г. в санатории начался 29 августа 2010г., жалоб на плохое отопление жилых домов в письменной форме не поступало, имелись отдельные устные обращения на плохое отопление, вызванные ненадлежащим выполнением своих обязанностей персоналом котельной. Согласно заявлению истицы в сентябре 2010г. было устранено протекание кровли в месте выхода коллективной антенны.
Представление жилищно-коммунальных услуг, в частности по отоплению жилого помещения не свидетельствуют о непригодности спорного жилого помещения для проживания, так как эти недостатки могут быть устранены путем проведения ремонта, либо регулировки системы отопления.
Учитывая тот факт, что истица является собственником занимаемого ею жилого помещения, поэтому, на основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Поэтому проведение текущего ремонта в санузле и ванной комнаты является обязанностью собственника помещения- истицы.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о непригодности жилого помещения для проживания, не представлено и в деле не имеется. Заключение межведомственной комиссии истицей не оспорен, не представлено доказательств его незаконности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии занимаемого истицей жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям, а нерегулярная подача горячей воды в квартиру истицы не является основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания, следовательно, отсутствуют основания для признания истицу нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, как по пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку на каждого проживающего в квартире (Чумакова А.П., ФИО2, ФИО3 и ФИО1) приходится по <данные изъяты>, что превышает учетную норму – 11 м2, установленную для постановки на жилищный учет Решением Совета МО «Княжпогостский район» от 26.09.2005г. № 175. Учитывая, что истица является собственником спорной квартиры и в её семье нет больных, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, отсутствуют основания для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий по пунктам 1 и 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
При разрешении настоящего дела суд не принял во внимание постановление Главы сельского поселения «Серёгово» от 20.04.2010г. № 20, на основании которого Чумакова А.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с составом семьи четыре человека. Основанием постановки на учет – п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, акт обследования жилищно-бытовых условий от 20.04.2010г., в котором указано, что спорная квартира не соответствует требованиям предъявленным к жилым помещениям по п.12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, так как оно принято с нарушением норм жилищного законодательства, так как в силу пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствия системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
При установленных обстоятельствах, и учитывая, что Федеральным законом «О ветеранах» предусматривается в качестве обязательного условия получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что Агентством Республики Коми по социальному развитию обоснованно отказано Чумаковой А.П. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, и поэтому оснований для признания незаконным приказа от 22.11.2010г. № 2989 и восстановления в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, следовательно, в удовлетворении заявления следует отказать.
При подаче заявления и кассационной жалобы на предыдущее решение по настоящему делу истица не уплатила государственную пошлину в размерах <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, просила об отсрочке её уплаты до вынесения судом решения, в силу ст. 333.36 части второй Налогового кодекса РФ льгот при обращении в суд истица не имеет, поэтому с истицы следует взыскать пошлину.
Руководствуясь ст. ст. 15, 51 ЖК РФ, федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ, постановлением Правительства РК от 22.03.2010г. № 58, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Чумаковой А.П. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа от 22.11.2010г. № 2989 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о восстановлении в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», о выплате единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья- отказать.
Взыскать с Чумаковой А.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2011г. 10 часов.