О взыскании недоплаченного пособия на период трудоустройства




Дело №2-663 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Терюковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 17 августа 2011г. гражданское дело по исковому заявлению Юрьевой А.А. к ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании недоплаченного пособия на период трудоустройства,

установил:

Юрьева А.А. обратилась в суд с иском к ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, мотивируя тем, ответчик при наличии решения Центра занятости населения Княжпогостского района о сохранении за истцом права на получение по последнему месту работы среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения отказал в выплате пособия.
В судебном заседании истец Юрьева А.А. исковые требования поддержала, пояснила, что размер среднего месячного заработка подлежащего взысканию не знает, поэтому не может определить размер невыплаченного пособия в денежном выражении, просила суд определить его размер. С отзывом ответчика не согласна, считает, что то обстоятельство, что она является пенсионером и получает пенсию, не является основанием для отказа в выплате пособия, предусмотренного статьей 318 Трудового кодекса РФ, на учет в службу занятости населения как ищущая работу встала в месячный срок со дня увольнения, ежемесячно проходила перерегистрацию, работой обеспечена не была, поэтому имеет право на получение взыскиваемого пособия.
Ответчик ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми не обеспечил явку своего представителя, представил отзыв относительно иска, в котором заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, иск не признает. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 21 октября 2008г. по 10 декабря 2010г. Юрьева А.А. работала в ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми <данные изъяты>.
10 декабря 2010г. Юрьева А.А. уволена с работы по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ истцу в связи с увольнением по сокращению штата начислено выходное пособие в размере <данные изъяты>., а также средний месячный заработок на период трудоустройства, подлежащий выплате не свыше трех месяцев со дня увольнения: за второй месяц трудоустройства с 10 января по 10 февраля 2011г. в размере <данные изъяты>., за третий месяц трудоустройства с 10 февраля по 10 марта 2011г. в размере <данные изъяты>. (справка ОИК-37 от 12.08.2011г. № 37/-17-60).
В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
В соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983 г., Княжпогостский район Коми АССР с 01 апреля 1992 г. включен в перечень местностей приравненных к районам Крайнего Севера.
Колония- поселения <№>, располагается в <адрес>, то есть место работы истца находилось на территории приравненной к районам Крайнего Севера.
Ответчик отказывая в сохранение за истцом права на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, исходил из того, что исключительности случая, дающего право на выплату выходного пособия за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, у истца не имеется, так как эта мера направлена в первую очередь для обеспечения социальной защищенности работника, который не имеет работы и иного источника дохода, и считает, что пенсионеров, получающих пенсию, нельзя признать социально незащищенными.
Суд не соглашается с выводами ответчика в связи со следующим.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При отсутствии хотя бы одного условия гражданин не может быть зарегистрирован в качестве безработного и получить пособие по безработице, однако такой гражданин обладает правом на первичную регистрацию по вопросам занятости и на получении гарантий, предусмотренных, в том числе статьей 318 Трудового кодекса РФ.
Пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации либо по сокращению численности или штата работников, регистрируются в Центре занятости населения как граждане, проходящие первичную регистрацию в поисках подходящей работы (пункт 23 приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006г. № 513).
Таким образом, анализ вышеприведенных норм с учетом положений статьи 318 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета гражданам, получающим пенсию, регистрироваться в целях поиска подходящей работы и получить средний заработок за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения, то есть пользоваться гарантиями при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за увольняемым работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Из материалов дела следует, что истец, обратившийся в Центра занятости населения Княжпогостского района 24 декабря 2010г., то есть в пределах месячного срока после увольнения, не был трудоустроен в течение четвертого, пятого и шестого месяцев. В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ истцу были выданы решения Центра занятости населения Княжпогостского района для получения сохраненной заработной платы за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованном отказе ответчика в выплате истцу сохраненной заработной платы за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня его увольнения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Исходя из абзаца третьего той же статьи при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1- го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Средний дневной заработок, кроме случаем определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Из представленной ответчиком справки от 12 августа 2011г. № 37/-17-65 следует, что за последние 12 календарных месяцев, предшествующих увольнению, истцом отработано 208 рабочих дней, начислена заработная плата на общую сумму <данные изъяты>.
Таким образом, средний дневной заработок истца составляет <данные изъяты> ( <данные изъяты> / 208 р.д.), следовательно, размер выходного пособия за четвертый месяц трудоустройства( с 11.03.2011г. по 10.04.2011г. с учетом пятидневной рабочей недели) составляет <данные изъяты> ( за 21 р.д.*<данные изъяты>), за пятый месяц (с 11.04.2011г. по 10.05.2011г.) - <данные изъяты> ( 21р.д.*<данные изъяты>), за шестой месяц (с 11.05.2011г. по 10.06.2011г.)- <данные изъяты> ( 23 р.д.*<данные изъяты>), итого размер невыплаченного пособия составляет <данные изъяты>.
Таким образом, иск о взыскании невыплаченного пособия за период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения истца заявлен обоснованно, на законных основаниях, поэтому подлежит удовлетврению.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, поэтому в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ пошлину следует взыскать с ответчика, не освобожденного от её уплаты в размере, установленном ч1. ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Юрьевой А.А. удовлетворить.
Взыскать с ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми в пользу Юрьевой А.А. пособие за период трудоустройства, подлежащий выплате за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения с 11 марта 2011г. по 10 июня 2011г., в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по республике Коми государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10- дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.





Судья О.В. Черникова