О взыскании недоплаченного пособия на период трудоустройства
- Дело №2-663 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
- Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
- председательствующего судьи Черниковой О.В.,
- при секретаре Терюковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 17 августа 2011г. гражданское дело по исковому заявлению Юрьевой А.А. к ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании недоплаченного пособия на период трудоустройства,
установил:
- Юрьева А.А. обратилась в суд с иском к ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании среднемесячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, мотивируя тем, ответчик при наличии решения Центра занятости населения Княжпогостского района о сохранении за истцом права на получение по последнему месту работы среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения отказал в выплате пособия.
- В судебном заседании истец Юрьева А.А. исковые требования поддержала, пояснила, что размер среднего месячного заработка подлежащего взысканию не знает, поэтому не может определить размер невыплаченного пособия в денежном выражении, просила суд определить его размер. С отзывом ответчика не согласна, считает, что то обстоятельство, что она является пенсионером и получает пенсию, не является основанием для отказа в выплате пособия, предусмотренного статьей 318 Трудового кодекса РФ, на учет в службу занятости населения как ищущая работу встала в месячный срок со дня увольнения, ежемесячно проходила перерегистрацию, работой обеспечена не была, поэтому имеет право на получение взыскиваемого пособия.
- Ответчик ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми не обеспечил явку своего представителя, представил отзыв относительно иска, в котором заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, иск не признает. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
- Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
- Как следует из материалов дела, в период с 21 октября 2008г. по 10 декабря 2010г. Юрьева А.А. работала в ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми <данные изъяты>.
- 10 декабря 2010г. Юрьева А.А. уволена с работы по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата.
- В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ истцу в связи с увольнением по сокращению штата начислено выходное пособие в размере <данные изъяты>., а также средний месячный заработок на период трудоустройства, подлежащий выплате не свыше трех месяцев со дня увольнения: за второй месяц трудоустройства с 10 января по 10 февраля 2011г. в размере <данные изъяты>., за третий месяц трудоустройства с 10 февраля по 10 марта 2011г. в размере <данные изъяты>. (справка ОИК-37 от 12.08.2011г. № 37/-17-60).
- В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
- В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
- Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
- В соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983 г., Княжпогостский район Коми АССР с 01 апреля 1992 г. включен в перечень местностей приравненных к районам Крайнего Севера.
- Колония- поселения <№>, располагается в <адрес>, то есть место работы истца находилось на территории приравненной к районам Крайнего Севера.
- Ответчик отказывая в сохранение за истцом права на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, исходил из того, что исключительности случая, дающего право на выплату выходного пособия за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, у истца не имеется, так как эта мера направлена в первую очередь для обеспечения социальной защищенности работника, который не имеет работы и иного источника дохода, и считает, что пенсионеров, получающих пенсию, нельзя признать социально незащищенными.
- Суд не соглашается с выводами ответчика в связи со следующим.
- В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, предусмотренных законом.
- По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При отсутствии хотя бы одного условия гражданин не может быть зарегистрирован в качестве безработного и получить пособие по безработице, однако такой гражданин обладает правом на первичную регистрацию по вопросам занятости и на получении гарантий, предусмотренных, в том числе статьей 318 Трудового кодекса РФ.
- Пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации либо по сокращению численности или штата работников, регистрируются в Центре занятости населения как граждане, проходящие первичную регистрацию в поисках подходящей работы (пункт 23 приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006г. № 513).
- Таким образом, анализ вышеприведенных норм с учетом положений статьи 318 Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета гражданам, получающим пенсию, регистрироваться в целях поиска подходящей работы и получить средний заработок за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения, то есть пользоваться гарантиями при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
- Орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за увольняемым работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
- Из материалов дела следует, что истец, обратившийся в Центра занятости населения Княжпогостского района 24 декабря 2010г., то есть в пределах месячного срока после увольнения, не был трудоустроен в течение четвертого, пятого и шестого месяцев. В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ истцу были выданы решения Центра занятости населения Княжпогостского района для получения сохраненной заработной платы за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
- На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованном отказе ответчика в выплате истцу сохраненной заработной платы за период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня его увольнения.
- В соответствии с абзацем 1 статьи 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
- Исходя из абзаца третьего той же статьи при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1- го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
- Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
- В соответствии с пунктом 9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
- Средний дневной заработок, кроме случаем определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
- Из представленной ответчиком справки от 12 августа 2011г. № 37/-17-65 следует, что за последние 12 календарных месяцев, предшествующих увольнению, истцом отработано 208 рабочих дней, начислена заработная плата на общую сумму <данные изъяты>.
- Таким образом, средний дневной заработок истца составляет <данные изъяты> ( <данные изъяты> / 208 р.д.), следовательно, размер выходного пособия за четвертый месяц трудоустройства( с 11.03.2011г. по 10.04.2011г. с учетом пятидневной рабочей недели) составляет <данные изъяты> ( за 21 р.д.*<данные изъяты>), за пятый месяц (с 11.04.2011г. по 10.05.2011г.) - <данные изъяты> ( 21р.д.*<данные изъяты>), за шестой месяц (с 11.05.2011г. по 10.06.2011г.)- <данные изъяты> ( 23 р.д.*<данные изъяты>), итого размер невыплаченного пособия составляет <данные изъяты>.
- Таким образом, иск о взыскании невыплаченного пособия за период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения истца заявлен обоснованно, на законных основаниях, поэтому подлежит удовлетврению.
- В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, поэтому в соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ пошлину следует взыскать с ответчика, не освобожденного от её уплаты в размере, установленном ч1. ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
- Исковые требования Юрьевой А.А. удовлетворить.
- Взыскать с ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по Республике Коми в пользу Юрьевой А.А. пособие за период трудоустройства, подлежащий выплате за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения с 11 марта 2011г. по 10 июня 2011г., в сумме <данные изъяты>.
- Взыскать с ФКУ ОИК-37 ГУФСИН России по республике Коми государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10- дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова