О взыскании компенсации морального вреда




Дело № 2-618 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 29 сентября 2011г. дело по иску Колядина В.В. к Отделению Управления Федеральной миграционной службы РФ по Республике Коми в Княжпогостском районе о взыскании компенсации морального вреда,


установил:

Колядин В.В. обратился в суд с иском к Отделению Управления Федеральной миграционной службы РФ по Республике Коми в Княжпогостском районе о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>., причиненного длительным непредставлением сведений о его регистрации по адресу: <адрес>, необходимых для получения паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного в 2000 году паспорта гражданина СССР образца 1974 года.

Судом в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ и статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление ФМС РФ по Республике Коми (так как Отделение УФМС России по Республике Коми в Княжпогостском районе является структурным подразделением Управления) и Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.

Истец Колядин В.В., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, так как находится в местах лишения свободы, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется его объяснение.

Представитель УФМС РФ по Республике Коми и его структурного подразделения -Отделения в Княжпогостском районе Новосартова К.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что истец после <данные изъяты> в паспортной службе Княжпогостского района 19 февраля 1991 года получил паспорт гражданина СССР образца 1974 года. В связи с тем, что Отделение не располагало сведениями о регистрации истца в Княжпогостском районе, то есть в картотеке отсутствовал листок прибытия, направлялись ответы об отсутствии сведений о регистрации истца в Княжпогостском районе. После выхода сотрудника Отделения по указанному истцом адресу был установлен факт его регистрации с 27 февраля 1991 года на основании записей в домовой книги. Копия домовой книги была направлена 22 сентября 2008г. в прокуратуру Княжпогостского района и в Управление ФМС РФ по Республике Коми.

Управление Федерального казначейства по Республике Коми, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечило явку своего представителя. В материалах дела имеется отзыв Управления, в котором просит в иске отказать.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, и учитывая, что истец находится в местах лишения свободы и не имеет возможности явиться в суд, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как их неявка не препятствовала рассмотрению дела при имеющихся письменных доказательствах по делу.

Суд, выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит иск подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой (§4 глава 59) и статьей 151 настоящего Кодекса.

Статья 151 настоящего Кодекса предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

В полномочия Федеральной миграционной службы, подведомственной МВД РФ, входит: определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации; проверка фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. (Указ Президента РФ от 19.07.2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»).

Как следует из материалов дела, 19 февраля 1991 года Колядину В.В. на основании справки об освобождении из Учреждения <данные изъяты> от 15 февраля 1991г. был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года.

27 февраля 1991 года Колядин В.В. зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой Княжпогостского РОВД в домовой книге.

Из представленных документов истцом следует, что в связи с утерей паспорта Колядин В.В. в сентябре 2003г., а также 15 марта 2007г. обращался с заявлением о восстановлении утраченного паспорта. По первому заявлению в соответствии с приказом МВД РФ № 605 от 15.09.1997г. ОПВС Кочубеевского РОВД проводилась проверка, которая 19 сентября 2003г. была окончена, материалы списаны в архив в связи с неявкой заявителя. Дело о восстановлении утраченного паспорта уничтожено по истечении установленного срока хранения (ответ Отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Кочубеевском районе от 20.02.2008г. <№>). Дело по второму заявлению также было закрыто и списано в архив по тем основаниям, что не были представлены доказательства, подтверждающие регистрацию Колядина В.В. на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992г., в частности, по адресу: <адрес>. В ходе проверки второго заявления из Отделения ФМС Княжпогостского района поступил ответ об отсутствии данных о регистрации Колядина В.В. по адресу: <адрес>. Колядину В.В. было предложено обратиться в ОУФМС г. Георгиевска и Георгиевского района с заявлением о проверке наличия гражданства Российской Федерации (ответ Отдела УФМС России по Ставропольскому краю в г. Георгиевске и Георгиевском районе от 30.11.2007г. <№>). ( л.д. 25, 31)

Из служебных отметок в заявлении о выдаче паспорта Колядина В.В. (форме № 1) видно, что в паспортно-визовую службу Княжпогостского района поступали запросы:

-из ОПВС Кочубеевского РОВД от 15.10.2003г. <№> в отношении формы 11. Запрос был исполнен 05 ноября 2003г.;

- из УФМС России по Ставропольскому краю г. Георгиевска от 29.03.2007г. по форме 8(сведения о регистрации). Ответ дан 24 апреля 2007г.

-28 августа 2007г. в адрес прокурора Княжпогостского района и Колядина В.В. начальником Отделения УФМС России по Республике Коми в Княжпогостском районе ФИО1 были направлены копия Формы 1П (фактически была направлена форма 1- заявление Колядина В.В. о выдаче паспорта, так как форма 1П- заявление о выдаче паспорта гражданина РФ, утвержденная приказом МВД РФ от 15.09.1997г. № 605) и информация о том, что сведения о регистрации Колядина В.В. по месту жительства Отделение не располагает, по учетам картотеки Княжпогостского района и учетам республиканского адресного бюро он не значится. (л.д. 15)

Ответы на первых два указанных запроса на день рассмотрения настоящего дела у ответчика не сохранились из-за истечения срока хранения этих документов.

В дальнейшем Колядин В.В. обращался в Федеральную миграционную службу РФ, Прокуратуру Республики Коми по вопросу невозможности получить паспорт гражданина Российской Федерации из-за непредставления Отделением УФМС России по республике Коми сведений о его регистрации по адресу: <адрес>(л.д. 33, 34, 35, 39, 41).

25 сентября 2008г. Управлением ФМС России по Республике Коми в адрес Управления ФМС России по Ставропольскому краю были направлены копия домовой книги, в которой имеется отметка о регистрации Колядина В.В. по адресу: <адрес> с 27 февраля 1991 года, и копия формы 1 (заявление о выдаче паспорта). ( л.д. 42, 43, 44)

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании факт регистрации Колядина В.В. по указанному адресу был установлен на основании записей домовой книги частного домовладения. В картотеке Отделения УФМС России по Республике Коми в Княжпогостском районе листок прибытия, подтверждающий факт регистрации гражданина в <адрес> и подлежащий изъятию из картотеки после убытия гражданина, не сохранился. Прописка истца была осуществлена еще до создания Федеральной миграционной службы.

05 ноября 2008г. в Отделе УФМС России по Ставропольскому краю в г. Георгиевске и Георгиевском районе Колядину В.В. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. (л.д. 54)

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В статье 10 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», действующего с 01 июля 2002г., гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу части 7 статьи 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии с ранее действовавшей до 01 июля 2002 г. статьей 13 Закона РФ от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (то есть на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (часть 1).

Порядок применения Закона РФ от 28.11.1991г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» был разъяснен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), где в пункте 1 раздела II указано, что для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В рассматриваемом случае для Колядина В.В. одним из основных доказательств подтверждающих наличия у него гражданства Российской Федерации являлась регистрация(прописка) на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992г., отметка которой находилась в утраченном истцом паспорте гражданина СССР.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677, (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 28.01.1983 N 98 - СП СССР, 1983, N 6, ст. 28) «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» в паспортах граждан производится отметка о прописке и выписке- органами внутренних дел и лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся. Прописка и выписка граждан в городах, а также в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, производятся органами внутренних дел, в остальных поселках городского типа и сельских населенных пунктах - лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся. Формы заявлений на прописку, карточек прописки, адресных листков, домовых книг и других документов по прописке, регистрации и выписке устанавливаются Министерством внутренних дел СССР. ( пункты 4, 24, 33 Положения).

Таким образом, прописка истца в частном домовладении по адресу: <адрес> была осуществлена органом внутренних дел – ОВД Княжпогостского райсполкома Коми АССР.

На основании Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» на территории Российской Федерации веден регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, возложена на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (п.4 Правил).

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами ( часть 1 статьи 1). Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

В силу пунктом 1 и 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение ( статья 12 Закона).

В части 1 статьи 16 настоящего Закона закреплено право граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Кроме того, часть 6 статьи 7 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1(ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает право граждан на возмещение убытков, морального вреда, нанесенные ему признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке. данный закон распространяется на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностных лиц, государственных служащих.

Действие указанных законов распространяется на Федеральную миграционную службу и его территориальные органы, поскольку являются федеральными органами исполнительной власти.

Учитывая приведенные нормативные правовые акты, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Отделение УФМС России по Республике Коми для разрешения обращений государственных органов и истца должны были провести проверку наличия или отсутствия сведений о регистрации истца по указанному им адресу в домовой книге, частного домовладения, являющейся одним из документов, подтверждающим факт регистрации (прописки) гражданина по месту жительства, и сообщить результаты этой проверки указанным лицам. Однако, Отделение УФМС России по Республике Коми в Княжпогостском районе дважды (24.04.2007г. и 28.08.2007г.), без проведения указанной проверки, дали ответ об отсутствии сведений о регистрации истца по указанному им адресу, что явилось основанием для отказа истцу в 2007 году в выдаче паспорт гражданина Российской Федерации взамен утраченного паспорта гражданина СССР образца 1974 года. Указанные действия Отделения суд находит незаконными, поэтому истец имеет право на возмещение морального вреда в виде денежной компенсации.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер которой определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При установленных обстоятельствах, суд находит обоснованным требование о возмещении морального вреда, причиненного ответчиком, и полагает, что истец претерпел нравственные страдания в связи с длительным непредставлением сведений о его регистрации по мест жительства, что явилось основанием для отказа ему в получении паспорта гражданина Российской Федерации, являющегося основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и невозможностью из-за отсутствия паспорта в полной мере реализовать конституционные права, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на социальное обеспечение и др., гарантированными государством, и считает, что с ответчика следует взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., по мнению суда, указанный размер компенсации в силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ соответствуют степени перенесенных переживаний, и отвечает требованию разумности и справедливости. Размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>., заявленный истцом, суд находит завышенным.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.

В соответствии со ст. 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральная миграционная служба и его территориальные органы являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета, поэтому денежная компенсация морального вреда подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет средств казны федерального бюджета.

Поскольку истец находится в местах лишения своды, не трудоустроен, на его лицевом счете отсутствуют денежные средства, суд считает необходимым освободить его от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ УФМС России по Республике Коми и Министерство финансов РФ, как федеральные органы исполнительной власти, освобождены от уплаты госпошлины, поэтому госпошлина в силу ст. 103 ГПК РФ по данному делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд


решил:

Иск Колядина В.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Колядина В.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.




Судья О.В. Черникова




Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2011 года 10 часов.