Об обязании принять меры к соблюдению лесного законодательства




Дело № 2-730 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 13 октября 2011г. дело по иску Усть- Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к государственному унитарному (федеральное казенное) предприятию с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждение М-222/35 ГУИН Минюста России об обязании очистить места рубок от древесины,


установил:

Прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением к ГУП Учреждение М-222/25 ГУИН Минюста России об обязании вывезти оставшейся части древесины с места рубки, находящейся в <адрес>, квартал <данные изъяты> делянка <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.

Помощник прокурора Иванов А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил установить срок для исполнения обязанности ответчиком- до 01 декабря 2011 г.

Представитель ГУ РК «Мещурское лесничество» Бушуев А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что 22 июня 2011г. комиссионно, с участием представителя ответчика проверялись места рубки лесных насаждений, в ходе проверки было выявлено нахождение в лесу древесины более 30 дней без снятия коры и обработки пестицидами, о чем был составлен акт, какие либо замечания со стороны представителя ответчика не поступили. В августа 2011г. лесной участок, предоставленный ответчику для заготовки древесины, еще раз был проверен, ответчик древесину так и не вывез, в связи чем создается пожарная опасность для леса.

Представитель ответчика, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о прекращении производства по настоящему делу, мотивируя тем, что заявленный иск подлежит рассмотрению арбитражным судом, поскольку исковые требования вытекают из договора купли-продажи лесных насаждений <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, то есть связан с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности, субъектами данного иска являются юридические лица.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, так как его неявка не препятствовала рассмотрению дела, при имеющихся доказательствах.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, <ДД.ММ.ГГГГ> между ГУ РК «<данные изъяты>» и ГУП Учреждение М-222/25 ГУИН Минюста России был заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми, площадью <данные изъяты>, располагающихся в <адрес>, <адрес>, <адрес>, квартал <данные изъяты>, выдел <данные изъяты>, <данные изъяты> делянка <данные изъяты> +дорога. Срок действия договора с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> На основании акта <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> лесные насаждения, находящиеся на указанной территории были переданы ответчику.

22 июня 2011г. руководитель ГУ РК «<данные изъяты>» Бушуев А.В. с участием лесничего <данные изъяты> участкового лесничества ФИО1 и представителя ГУП Учреждение М-222/35 ГУИН Минюста России ФИО2 произвели плановую проверку выполнения использования лесов в квартале <данные изъяты>, делянки <данные изъяты>+дорога, в ходе которой было выявлено нарушение в виде оставления в лесах древесины более 30 дней, без окорки и обработки пестицидами. Замечания и предложения, присутствующих при проверке в акте не указаны.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08 июля 2011 г. № А29-3294/2011 государственное унитарное (федеральное казенное) предприятие с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждение М-222/35 ГУИН Минюста России признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство на четыре месяца.

В статье 42 Конституции РФ законодатель закрепил, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе от радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов ( часть 1).

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).

В силу статьи 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится, в частности, установление правил заготовки древесины, установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, установление правил санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184, рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.

Изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

В пункте 8 «д» настоящих Правил указано, что при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пункт 19 настоящих Правил предусматривает, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно пункту 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены возражения относительно иска.

Согласно части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Установив фактические обстоятельства дела, суд считает установленным факт, нахождения в лесу заготовленной ответчиком древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами, подлежащей вывозки с мест рубок в течение 12 месяцев с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений, то есть до 11 ноября 2010г.

Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по вывозке с мест рубок заготовленной и оставленной в лесу древесины входит к перечень способов защиты гражданских прав, предусмотренного абзацем 7 статьи 12 Гражданского кодекса РФ (присуждения к исполнению обязанности в натуре).

Заявление ответчика о том, что заявленный спор в силу части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ и статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит рассмотрению арбитражным судом, поскольку вытекает из договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного между юридическими лица, суд находит несостоятельным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Прокурор в силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности ( статья 8 Лесного кодекса РФ).

Допущенное ответчиком приведенное выше нарушение посягает нарушает интересы Российской Федерации, посягает на благоприятную окружающую среду, противопожарную безопасности в лесах, то есть может создавать угрозу причинения Российской Федерации и гражданам вреда, поэтому прокурор вправе обратиться с рассматриваемым требованием в суд общей юрисдикции.

На основании изложенного, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ освобожден, следует взыскать с ответчика, не освобожденного от её уплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд


решил:

Исковые требования Усть- Вымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Обязать Государственного унитарное (федеральное казенное) предприятие с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждение М-222/35 ГУИН Минюста России в срок до 01 декабря 2011г. вывезти древесину с места рубки, находящегося в <данные изъяты> участковом лесничестве, квартал <данные изъяты> делянка <данные изъяты> площадью <данные изъяты>.

Взыскать с Государственного унитарного (федерального казенного) предприятия с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждение М-222/35 ГУИН Минюста России государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.




Судья О.В. Черникова




Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2011 г. 10 час.