Дело № 2- 764 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Лытыповой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 24 октября 2011г. гражданское дело по жалобе Кондратьева А.В. о признании незаконным действия должностного лица ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республике Коми,
установил:
Кондратьев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия <данные изъяты> <№> Васильева А.В., отказавшего 24 июня 2011г. в принятии надзорной жалобы Кондратьева А.В. на приговор <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> для отправки в Верховный суд Российской Федерации за счет денежных средств исправительного учреждения, и о возложении на ИК-51 обязанности при отсутствии у заявителя денежных средств на лицевом счете направлять его предложения, заявления и жалобы в органы, контролирующие деятельность ИУ УИС РФ в соответствии с государственной функцией по организации рассмотрения жалоб осужденных.
В обоснование жалобы указано, что отказ в направлении надзорной жалобы на судебное решение при отсутствии у заявителя денежных средств на её отправку нарушает права заявителя, закрепленные в статьях 2, 15, 45 и 46 Конституции РФ, в статьях 15, 91 Уголовно- исполнительного кодекса РФ, Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в Административном регламенте исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц содержащихся под стражей, утвержденном приказом Минюста России от 26.12.2006г. № 383, § 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и § 2 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявитель в связи с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется объяснение заявителя. Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
Васильев А.В., <данные изъяты> ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республике Коми, в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснил, что действительно 24 июня 2011г. осужденный Кондратьев А.В. обращался к нему по вопросу отправки его надзорной жалобой на приговор <данные изъяты> в Верховный суд Российской Федерации за счет денежных средств исправительного учреждения. В принятии этой жалобы и приложенных к ней документов было отказано, так как к документам не был приложен почтовый конверт, то есть пересылка жалобы не была оплачена осужденным в соответствии со статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Представитель ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республики Коми Телюпа О.В. в судебном заседании не согласилась с жалобой, пояснила, что в силу статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма без ограничения их количества. Данным законом не предусмотрено право осужденных при отсутствии у них денежных средств отправлять письма за счет средств исправительного учреждения. Заявитель располагает денежными средствами для отправки надзорной жалобы в суд. А также поддержала доводы изложенные в отзыве относительно жалобы.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что Кондратьев А.В. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении- ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республике Коми, <данные изъяты>. 24 июня 2011г. осужденный Кондратьев А.А. обращался к <данные изъяты> <№> ИК-51 Васильеву А.В. по вопросу отправки его надзорной жалобы на приговор <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> в Верховный Суд Российской Федерации за счет средств исправительного учреждения. <данные изъяты> Васильев А.В. отказал в принятии жалобы для отправки адресату по почте без почтового конверта.
Кондратьев А.В. не согласен с отказом в отправке его надзорной жалобы на судебное решение за счет средств исправительного учреждения, считает, что тем самым было нарушено его право на обращение в органы, контролирующие деятельность исправительных учреждений, в прокуратуру, суды, Уполномоченному по правам человека, Европейский суд по правам человека и другие органы, поскольку у него на тот период времени отсутствовали денежные средства на лицевом счете.
В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005г. № 259, в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению предусмотрено создание отряда осужденных, в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных. Руководство отрядом осуществляет начальник отряда- должностное лицо исправительного учреждения. В своей деятельности начальник отряда руководствуется действующим законодательством, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения уголовных наказаний и организацию профессиональной деятельности сотрудников ИУ, настоящим Положением (пункты 1, 3, 6, 7 и 18 Положения).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные вправе обратиться в суд с жалобами на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, которые подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пленумом Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.
Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.
В статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплены правила переписки осужденных к лишению свободы, получения и отправления денежных переводов.
Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества (часть 1). Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя (часть 2).
Глава XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205, регулирует порядок переписки осужденных, получения и отправления денежных переводов.
Пунктом 49 главы XII Правил предусмотрено, что получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ЕПКТ, помещениях камерного типа колоний и безопасных местах письма для отправления осужденные передают представителям администрации.
Согласно пункту 50 главы XII Правил письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением - адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Приведенные нормативные акты не предусматривают основания, при наличии которых, осужденные имели право на отправку обращений за счет средств исправительного учреждения.
Приказом Минюста России от 26 декабря 2006 года № 383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пункту 11 Административного регламента подозреваемые, обвиняемые и осужденные вправе подавать обращения только от своего имени. Расходы по приобретению канцелярских товаров и оплата расходов по пересылке письменных обращений производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращения, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, осуществляющие контроль за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи обращения или ходатайства рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете (пункт 17).
Решением Верховного Суда РФ от 21 октября 2008 № ГКПИ08-1741 второе предложение пункта 11 Административного регламента в части слов: «оплата расходов по пересылке письменных обращений производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации» признан соответствующим действующему законодательству, и не нарушающим прав осужденных на судебную защиту.
В соответствии со статьями 3, 4, 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство предусматривает обращение с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, не имеющие денежных средств на счетах, находятся на государственном обеспечении. В силу указанных правовых норм осужденные бесплатно обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены, питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
В судебном заседании установлено, что на лицевой счет заявителя с 01 января 2011г. ежемесячно поступает единовременная денежная выплата в размере <данные изъяты>., следовательно, заявитель имеет возможность оплатить расходы по пересылке письменных обращений.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действие <данные изъяты> <№> ИК-51 Васильева А.В., выразившееся в отказе в принятии у заявителя надзорной жалобы на судебное решение для последующей её отправки в Верховный суд Российской Федерации за счет средств исправительного учреждения, соответствует требованиям статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и пункту 11 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и не привели к нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности, пункта 1 статьи 6 Конвенции и пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции, закрепляющего право каждого на судебное разбирательство в разумные сроки, повторного рассмотрения дела в соответствии с законом и уголовно - процессуальными нормами соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, то есть прав заявителя на судебную защиту, поэтому заявление не подлежит удовлетворению.
Поскольку на основании определения суда от 19 сентября 2011г. заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме <данные изъяты> до рассмотрения дела по существу, с заявителя следует взыскать указанную государственную пошлину.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении жалобы Кондратьева А.В. о признании незаконным действия <данные изъяты> <№> ФКУ ИК-51 ГУФСИН России по Республике Коми Васильева А.В., отказавшего 24 июня 2011г. в принятии надзорной жалобы Кондратьева А.В. на приговор <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> для отправки её в Верховный Суд Российской Федерации почтовой связью за счет средств исправительного учреждения- отказать.
Взыскать с Кондратьева А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2011г. 10 час.