Дело № 2-779/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Романовой О.М.,
С участием истицы прокурора Федоровой В.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов Имедашвили Ю.Г. к администрации МО городского поселения «Емва» о признании договора коммерческого найма жилого помещения недействительным о признании права приватизации жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в интересах жилищных прав Имедашвили Ю.Г. с иском к администрации муниципального образования городского поселения «Емва» о признании договора коммерческого найма жилого помещения недействительным о признании права приватизации жилого помещения по адресу <адрес>. В обоснование указал, что в настоящее время занимаемое истцом жилое помещение не имеет статус специализированного. Жилое помещение передано в муниципальную собственность городского поселения «Емва». Ответчиком с истцом заключен договор коммерческого найма спорного жилого помещения. Заключение указанного договора оказалось не только следствием заблуждения Имедашвили Ю.Г. относительно вида и существа заключенного договора и своих прав и обязанностей по нему, но также следствием неправильной оценки Имедашвили Ю.Г. действительных намерений другой стороны, возможным желанием на момент подписания договора Имедашвили Ю.Г. сохранить за собой жилое помещение в целях дальнейшего проживания в нем. Кроме того, решение об отнесении занимаемого истцом жилого помещения в статус коммерческого произведено после заключения с истцом договора коммерческого найма.
Прокурор и Имедашвили Ю.Г. в судебном заседании поддержали исковые требования и доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности – Кулешова Н.В. в судебном заседании иск не признала. Дополнительно пояснила, что копия оспариваемого договора на момент проведения проверки находился в материалах учетного дела Имедашвили Ю.Г., следовательно, ему не выдавался. Признает, что на момент заключения оспариваемого договора с Имедашвили Ю.Г. был заключен договор социального найма, однако не может пояснить основания для расторжения данного договора.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании ордера от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, выданного в соответствии с постановлением администрации г. Емва администрации муниципального образования «Княжпогостский район» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> Имедашвили Ю.Г. предоставлена квартира <№> в доме <№> по ул. <адрес>.
Жилой дом по адресу: <адрес> постановлением Главы МО «Княжпогостский район» от 31 декабря 2004 года принят в муниципальную собственность МО «Княжпогостский район», ему присвоен статус специального дома для одиноких престарелых.
Постановлением Главы МО «Княжпогостский» от 21.12.2004 года № 604 утверждено Положение о специальном доме для одиноких престарелых, согласно которому указанный дом является муниципальной собственностью, входящий в состав муниципального жилищного фонда социального использования и относится к числу специализированных домов.
В соответствии с Постановлением Главы МО «Княжпогостский район» от 02.03.2007 года № 83 Постановлением Главы МО «Княжпогостский район» от 21.12.2004 года № 604 признано утратившим силу и утверждено Положение о специальном доме для одиноких престарелых МО «Княжпогостский» в новой редакции, согласно которому указанный дом относится к специализированному жилищному фонду МО «Княжпогостский район» и является домом системы социального обслуживания.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 13.10.2008 года № 383-р жилой дом по адресу: <адрес> передан в собственность МО ГП «Емва», для использования в качестве муниципального жилого фонда.
Постановлением руководителя администрации МР «Княжпогостский» от 29.12.2008 года № 679 Постановление Главы МО «Княжпогостский район» от 02.03.2007 года № 83 признано утратившим силу.
Постановлением Администрации ГП «Емва» от 28.12.2008 года № 188 с 28.12.2008 года утверждено новое Положение о специальном доме для одиноких граждан пожилого возраста ГП «Емва», которое отменено постановлением Администрации ГП «Емва» от 31.03.2009 года № 37 с 28.12.2008 года.
Таким образом, в 2009 году с дома по адресу: <адрес> снят статус специализированного жилого фонда.
Решением Княжпогостского районного суда от 15 июня 2010 года по делу <№> был признан незаконным пункт 1 распоряжения руководителя администрации городского поселения «Емва» от 29 марта 2010 года № 15-о «Об организации работы по передаче специализированных жилых помещений городского поселения «Емва в государственную собственность Республики Коми», предусматривающий сохранение статуса специализированных жилых помещений в доме <адрес>, в том числе жилого помещения истца.
Согласно ч.3 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования (предоставление жилых помещений по договорам социального найма); специализированный жилищный фонд (жилые помещения для проживания отдельных категорий граждан); индивидуальный жилищный фонд (жилые помещения, принадлежащие на условиях безвозмездного пользования граждан и членов их семей); жилищный фонд коммерческого использования (жилые помещения, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования).
Часть 2 статьи 92 ЖК РФ предусматривает, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду определен постановлением Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42.
В соответствии с пунктом 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пункт 15 указанных Правил предусматривает, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Решением Совета городского поселения «Емва» от 28 сентября 2007 года № 1-14/77 утверждено «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городского поселения «Емва», в пункте 2 которого указано, что права собственника в процессе управления и распоряжения муниципальной обязанностью возложена на администрацию муниципального образования городского поселения «Емва».
В соответствии со ст. 96 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
К жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» относятся специальные дома для одиноких престарелых, которые согласно пункту 4.3.1 ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», состоят (как правило) из одно-двух комнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку и помещения для клубной работы, столовую (буфет), пункт сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку, пункты заказов на продовольственные товары и др.
Согласно пункту 8 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 4, 21 Федерального Закона № 195-ФЗ от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, к полномочиям которых отнесены: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания.
Таким образом, жилые помещения, указанные в распоряжении от 29 марта 2010 года № 15-о, не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду для социального обслуживания, так как они не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещения для социального обслуживания, поскольку жилые помещения для проживания одиноких граждан пожилого возраста должны находится в специально созданном для этого доме, оснащенным необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан помещениями и оборудованием.
Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения не отнесены полномочия по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
В соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, вопросы, связанные с управлением муниципальным имуществом, не разрешаются путем издания руководителем администрации городского поселения «Емва» распоряжения и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Полномочия по созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания, ответчику не передавались.
При установленных обстоятельствах в собственности муниципальных образований может находиться только жилищный фонд социального использования, жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к домам системы социального обслуживания, уполномоченным органом местного самоуправления с него снят статус специализированного жилого фонда.
В связи с тем, что в настоящее время спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду и передано в муниципальную собственность городского поселения «Емва», в собственности которого в силу ст. 50 Закона № 131-ФЗ может находиться жилищный фонд социального использования, отношения между сторонами регулируются нормами о социальном найме.
В ст. 19 ч. 3 ЖК РФ указано, что жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования (предоставление жилых помещений по договорам социального найма); специализированный жилищный фонд (жилые помещения для проживания отдельных категорий граждан); индивидуальный жилищный фонд (жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам для проживания на условиях безвозмездного пользования граждан и членов их семей); жилищный фонд коммерческого использования (жилые помещения, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования).
Доказательств, что жилое помещение, занимаемое Имедашвили Ю.Г., относится к одному из указанных видов жилищного фонда, кроме социального использования, суду не представлено.
В соответствии с жилищным законодательством отсутствие письменного договора социального найма не свидетельствует об отсутствии данных отношений.
На основании изложенного, суд находит, что между сторонами на момент заключения договора коммерческого найма от 10.08.2010 года существовали отношения о социальном найме жилого помещения.
Основания расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения указаны в статье 83 ЖК РФ. Таких оснований судом не установлено.
Согласно пункта 3.1 «Положения о муниципальном жилищном фонде городского поселения «Емва», утвержденного решением Совета городского поселения «Емва» от 16 июля 2010 года № II-12/80, жилищный фонд коммерческого использования городского поселения «Емва» формируется в целях обеспечения жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жителей, не обладающих правом на предоставление жилья на условиях социального найма или найма специализированного жилого помещения (л.д. 16).
При установленных обстоятельствах, на момент заключения договора коммерческого найма с Имедашвили Ю.Г. спорное жилое помещение не было свободным, истец не являлся нуждающимся в жилых помещениях, так как занимал жилое помещение на основании социального найма, следовательно, правовые основания для заключения договора коммерческого найма между сторонами отсутствовали.
Кроме того, судом установлено, что договор коммерческого найма заключен 10 августа 2010 года, решение об отнесении жилого помещения к жилищному фонду коммерческого использования принято 28 сентября 2010 года, следовательно, договор коммерческого найма спорного жилого помещения является недействительным, как не соответствующий указанным выше законам и нормативным актам (статья 168 ГК РФ).
В связи с отнесением жилого помещения, занимаемого истцом, к жилищному фонду социального использования, для оформления указанных отношений в соответствии с жилищным законодательством, возникает обязанность у ответчика признать истца нанимателем жилого помещения на основании социального найма.
В статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от 04 июля 1991 года № 1541-1 указано, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, имеют право с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
Учитывая, что обстоятельств, препятствующих истцу участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения, не имеется, что помещение пригодно для проживания, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании права на приватизацию жилого помещения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Княжпогостского района в защиту прав и законных интересов Имедашвили Ю.Г. к администрации МО городского поселения «Емва» о признании договора коммерческого найма жилого помещения недействительным о признании права приватизации жилого помещения удовлетворить.
Признать за Имедашвили Ю.Г. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Емва» предоставить в установленном порядке жилое помещение квартиру <№> в доме <№> по ул. <адрес> Имедашвили Ю.Г. путем приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Судья- подпись
Копия верна. Судья О.Н.Мишина