Дело № 2-567/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Захваткина И.В.,
При секретаре Степанченко А.В.,
Истца Вознесенского А.В., его представителя Колтыриной Л.И.,
Представителя администрации МР «Княжпогостский» Шепеленко Е.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ВОЗНЕСЕНСКОГО А.В. к администрации городского поселения «Емва» и администрации МР «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения по основанию как <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Вознесенский А.В. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения обратился в суд с иском к указанным ответчикам об обязании предоставить ему одному, как <данные изъяты>, отдельное жилое помещение, в связи с непригодностью для проживания ранее занимаемого, расположенного по адресу <адрес>.
В исковом заявлении и в судебном заседании истец и его представитель указали, что Вознесенский А.В. являлся <данные изъяты> и за ним администрацией г. Емва было закреплено указанное жилое помещение. В данном помещении также зарегистрированы его сестра ФИО1, место жительства которой ему неизвестно и малолетний сын сестры ФИО2, за которым закреплено тоже жилое помещение, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей. Жилое помещение несколько лет назад стало непригодным для проживания. На неоднократные обращения к ответчикам о предоставлении другого жилого помещения, жилье не было предоставлено. В настоящее время жилой дом включен в программу переселения из ветхого жилья и возможно новое жилое помещение предоставят для всех зарегистрированных. Однако, он просит предоставить только на него одного отдельное жилое помещение, как <данные изъяты>, а сестра и ее сын ФИО2 могут получать жилье по программе переселения.
Представитель ответчика администрации МР «Княжпогостский» иск не признала, указав, что истец на учете для получения жилого помещения не состоял. В настоящее время он не может быть поставлен на учет для получения жилого помещения по основанию, как <данные изъяты>, так как достиг возраста <данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Емва», третьи лица ФИО1 и ФИО3 <данные изъяты> ФИО2) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит в иске отказать.
Предметом рассмотрения иска является требование истца о предоставлении ему, на состав семьи 1 человек, отдельного жилого помещения только по основанию как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
От предоставления жилого помещения по основанию непригодности жилого помещения для проживания, истец отказался, указав, что жилой дом включен в программу переселения и по данному основанию его право на получение жилого помещения все равно останется.
Судом установлено, что по программе переселения начато строительство нового дома, которое в планах окончания строительства указано на 2012 год.
Истец указал, что при возможном удовлетворении судом иска о предоставлении жилого помещения по основанию непригодности жилого помещения для проживания, его могут исключить из программы переселения и предоставить другое, не в полной мере благоустроенное жилье, имеющее меньшую стоимость.
По этой причине истец просит суд рассмотреть иск о предоставлении жилого помещения только по основанию как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, что для него наиболее выгодно, так как он получит отдельное жилое помещение на себя одного, а сестра с ФИО2 может получить другое в замен имеющегося непригодного жилья.
Судом установлено, что <данные изъяты>). Постановлением администрации г. Емва от 30 апреля 2003 года № 98 за истцом было сохранено жилое помещение по адресу <адрес> (л.д. 5).
В указанном жилом помещении также зарегистрированы с 2002 года сестра истца ФИО1 <данные изъяты> и с момента рождения в <ДД.ММ.ГГГГ> ее сын ФИО2 (л.д. 43). За ФИО2 также закреплено данное жилое помещение (л.д. 70). <данные изъяты>.
Заключением межведомственной комиссии от 08 ноября 2010 года жилое помещение было признано непригодным для проживания (л.д. 17).
Кроме того, судом установлено, что жилой дом, где находится помещение истца, включено в программу переселения из ветхого жилья и согласно постановления администрации МР «Княжпогостский» от 05 апреля 2011 года № 175, финансовая поддержка по переселению запланирована в 2011 году (л.д. 33). Ответчики указали, что жилой дом для переселения будет выстроен в 2012 году.
Истец на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе по основанию, как <данные изъяты> у ответчиков не состоял и не состоит. Доказательств обращения с заявлениями о постановке на учет суду не представлено (л.д. 46, 75).
Согласно статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, например, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью, исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Конституционный Суд РФ в пункте 2 определения от 07 июня 2011 года № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до вступления в силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя).
Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
Кроме того, за истцом было сохранено жилое помещение, в связи с чем, нормы статьи 8 Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, на истца не распространяются.
Согласно абзаца 3 части 1 статьи 8 Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнительные государственные гарантии указанной категории граждан на жилище устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам этих субъектов.
Факт непригодности закрепленного жилого помещения мог иметь значение для истца, только после вступления в силу с 01 января 2011 года Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».
Согласно статьи 2 Закона Республики Коми № 139-РЗ жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.
Включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления (статья 3 Закона № 139-РЗ).
Следовательно, истец мог бы иметь право на получение жилого помещения, по основанию как <данные изъяты>, чье закрепленное жилое помещение стало непригодным для проживания, если бы был поставлен на учет, нуждающихся в жилых помещениях до истечения возраста 23 лет и 2 месяцев.
До настоящего времени истец на учете не состоял и не состоит ни по каким основаниям.
Действовавшее до 01 января 2011 года законодательство Республики Коми не предусматривало право на получение жилых помещений детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.
Так, Закон Республики Коми от 04 июля 2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в пункте 9 статьи 1 предусматривал право на получение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Учитывая установленные обстоятельства, что истец на учете, нуждающихся в жилых помещениях не состоял, имел закрепленное жилое помещение, до достижения возраста 23 лет 2 месяцев жилое помещение не было в установленном порядке признано непригодным для проживания, истец не имеет право на получение отдельного жилого помещения на себя одного по основанию, <данные изъяты>.
Кроме того, суд находит, что предоставление жилого помещения по Закону Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ, лицам, состоящим на учете и не достигшим возраста 23 лет 2 месяцев, является дополнительной гарантией субъекта, правила, порядок и условия получения которого также является правом субъекта Республики Коми.
Несмотря на нормы Закона № 139-РЗ, права и законные интересы истца не нарушаются, так как в случае непригодности для проживания закрепленного жилого помещения граждане, в соответствии со ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, имеют право на предоставление другого жилого помещения.
Доводы истца и его представителя, что жилое помещение уже несколько лет является непригодным для проживания и ранее было включено в список ветхих домов, не имеют юридического значения.
Обращения в интересах истца о предоставлении жилого помещения имели место с 2006 года, то есть в период действия Жилищного кодекса РФ.
Жилищным кодексом РФ в статье 15 установлено, что основания и порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким нормативным актом, являлось постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, которым утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В установленном порядке жилое помещение истца было признано непригодным для проживания 09 ноября 2010 года.
Обращения истца, в том числе через администрации места учебы, центры социальной помощи о предоставлении жилого помещения в замен непригодного для проживания, также не имеют значения для предоставления жилого помещения по основанию как <данные изъяты>, поскольку в указанном порядке жилое помещение непригодным для проживания не признавалось, а истец на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял.
На основании изложенного, в исковых требованиях суд находит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В иске ВОЗНЕСЕНСКОГО А.В. к администрации городского поселения «Емва» и администрации МР «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения по основанию как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 20 декабря 2011 года.
Судья И.В. Захваткин