Дело № 2-547/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Захваткина И.В.,
При секретаре Салуян О.В.,
С участием прокурора Федоровой В.С.,
Представителя ответчика ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми Болотова В.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
КОРОЛЕВА А.Н. к ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми, Минздравсоцразвитию России, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Королев А.Н. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании <данные изъяты> в возмещении вреда, причиненного здоровью и <данные изъяты> компенсации морального вреда, причиненного в результате перерыва в лечении <данные изъяты> препаратами с 01 июня 2010 года по 20 октября 2010 года.
Позднее, с согласия истца, соответчиками по делу были привлечены ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Также истцом были увеличены исковые требования и дополнительно заявлено к взыскании с ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми и Министерства финансов Российской Федерации <данные изъяты> компенсации морального вреда по тем же основаниям.
В исковом заявлении и представленных к нему дополнениях истец указал, что является <данные изъяты> и ему необходима постоянно <данные изъяты> (далее <данные изъяты> лечение). В период с 01 июня 2010 года по 20 октября 2010 года данное лечение <данные изъяты> препаратами ему не осуществлялось по причине их отсутствия. В связи с этим, он считает, что у него ухудшилось здоровье. В декабре 2010 года ему была проведена операция по причине <данные изъяты>, возникновение которого он связывает с перерывом в лечении <данные изъяты> препаратами. Кроме того, он длительное время переживал в связи с тем, отсутствие лечение <данные изъяты> препаратами могло привести к тяжким последствиям для его здоровья и смерти. Опасаясь за свое здоровье, он вынужденно писал жалобы в различные инстанции, но лечение длительное время не возобновлялось.
Представитель ответчика ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми иск не признал, указав, что перерыв в лечении Королева А.Н. <данные изъяты> препаратами, был вызван задержкой представления данных препаратов со стороны Минздравсоцразвития России.
Представители ответчиков ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми, Минздравсоцразвития России и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались.
Министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Республике Коми, действующего по доверенности, иск не признало, указав в письменном отзыве, что не имеется доказательств причинения вреда здоровью истца, в связи с перерывом лечения <данные изъяты> препаратами.
Минздравсоцразвития России иск не признало, указав, что не оспаривают право истца в 2010 году на бесплатное лечение <данные изъяты> препаратами, согласно национального проекта «Здоровье». Однако, в связи с поздним получением заявок на закупку лекарств, в том числе <данные изъяты> препаратов (от ФСИН России заявка получена 22 марта 2010 года), аукцион на поставку препаратов был назначен на 28 мая 2010 года. По результатам аукциона 14 июля 2010 года был заключен государственный контракт, согласно которого поставка препаратов должна была быть осуществлена до 15 ноября 2010 года. Считают, что в их действиях не было нарушений и они в установленном порядке исполнили заявку ФСИН России.
Прокурор дал заключение об обоснованности требований истца, так как факт длительного перерыва в лечении <данные изъяты> препаратами по вине государственных органов доказан. Размер компенсации морального вреда подлежит определению судом, исходя из нравственных страданий истца, вызванных переживаниями за здоровье и за бездействие в оказании медицинской помощи.
Изучив материалы дела, суд находит иск удовлетворить частично.
Предметами рассматриваемого иска являются взыскание денежных сумм за причинение вреда здоровью и компенсация морального вреда за период с 01 июня 2010 года по 20 октября 2010 года, когда истец отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-3 и ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми.
Судом установлено, что с 01 июня 2010 года до 03 августа 2010 года, когда истец отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Республике Коми и с 03 августа 2010 года по 20 октября 2010 года, когда отбывал наказание в ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми, ему не осуществлялось <данные изъяты> лечение от <данные изъяты> по причине отсутствия соответствующих препаратов.
Факт указанного перерыва в лечении <данные изъяты> препаратами, которые не могли быть замены другой терапией, не оспаривается ответчиками (л.д. 9, 12, 54, 60).
Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы, истцу обязательно назначение <данные изъяты> препаратов, которые необходимо принимать пожизненно. Заместительной терапии не существует. Последствий для здоровья истца в связи с перерывом лечения <данные изъяты> препаратами не установлено, однако, данный перерыв может влечь снижение иммунной активной организма и обострения всей имеющейся патологии, в том числе и летальный исход. Имеющиеся симптомы ухудшения состояния истца (<данные изъяты>), связаны с имеющимся у истца <данные изъяты>, о чем свидетельствуют данные лабораторных исследований (л.д. 70-72).
Выводы экспертов, имеющих высшую квалификационную категорию, суд признает обоснованными.
Таким образом, суду не представлено доказательств, что истцу причинен вред здоровью, находящийся в причинной связи с отсутствием лечения <данные изъяты> препаратами.
Учитывая, что доказательств причинения вреда здоровью в настоящее время суду не представлено, а также, что истец понес какие-либо расходы, связанные с повреждением здоровья, которые могут быть возмещены по правилам параграфа 2 главы 59 ГК РФ, в части иска о возмещении вреда здоровью, суд находит отказать.
Однако, данный отказ в настоящее время, не препятствует истцу обращению в суд с аналогичными требованиями при наличии других оснований иска (например, при наличии последствий для здоровья, которые возникнут от указанного перерыва в лечении <данные изъяты> препаратами).
Суд находит, что истцу причинены нравственные страдания, выраженные в переживаниях за свою жизнь и здоровье.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 2 постановлении от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Статья 41 Конституции РФ предусматривает право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Учитывая заболевание истца <данные изъяты>, Королев А.Н. осознавал, что отсутствие обязательной <данные изъяты> может привести к ухудшению здоровья, в том числе смерти. Указанные обстоятельства свидетельствуют о перенесенных переживаниях истца, которые являются нравственными страданиями.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суд находит, что вина государственных органов, в причинение нравственных страданий истцу установлена.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации была проведена проверка деятельности Минздравсоцразвития России, в том числе в части закупки и поставки антиретровирусных препаратов. Прокуратурой было установлено, что Минздравсоцразвития России поздно издало приказ об организации закупок и передачи препаратов (15 марта 2010 года № 146Н), что повлекло при последующем проведении аукционов и закупок получение препаратов адресатами только с сентября 2010 года. По указанным нарушениям в адрес Минздравсоцразвития России было внесено представление от 25 ноября 2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1143 были утверждены «Правила финансового обеспечения в 2010 году закупки диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, <данные изъяты>, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения», согласно пункта 2 которых, Федеральная служба исполнения наказаний, в соответствии с перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1143, не позднее 14 дней со дня вступления в силу этого Постановления представляют в указанное Министерство заявки на поставку имущества с указанием в них объема поставок.
Постановление вступило в силу с 01 января 2010 году, поэтому ФСИН России обязано было подать заявку в Минздравсоцразвития России не позднее 15 января 2010 года.
Доказательств, обращения ФСИН России с указанной заявкой без существенного нарушения указанного срока, суду не представлено. Минздравсоцразвитием России указано, что заявка от ФСИН России поступила 22 марта 2010 года.
Кроме того, суд считает, что Минздравсоцразвития России также нарушило сроки принятия нормативного акта, что повлекло отсутствие <данные изъяты> препаратов на местах, в данном случае в учреждениях, где содержался истец.
На основании пункта 3 «Правил финансового обеспечения …» указанного постановления Правительства РФ № 1143, Министерство здравоохранения и социального развития РФ должно было в установленном им порядке рассмотреть представленные в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил заявки на поставку имущества.
Данный порядок был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России 15 марта 2010 г. N 146н, то есть спустя два с половиной месяца, после вступления в силу постановления Правительства РФ № 1143, что впоследствии повлекло задержку в поставке <данные изъяты> препаратов.
Согласно утвержденного Порядка, департаменты Минздравсоцразвития России обязаны были рассмотреть заявки в течение двух недель.
Учитывая изложенное, суд находит, что вина указанных государственных органов доказана, в связи с чем, вред истцу подлежит возмещению по правилам статьи 1069 ГК РФ, а именно, путем взыскания денежной компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ, принимает во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, выраженных в переживаниях истца за свою жизнь и здоровье, которые имели место длительное время с 01 июня 2010 года по 20 октября 2010 года, степень вины указанных причинителей вреда, бездействие которых, состоит в прямой причинной связи с причиненными нравственными страданиями.
Учитывая, что отсутствие лечения <данные изъяты> препаратами могло повлечь ухудшение здоровья истца, а также его смерть, о чем сознавал истец, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд находит определить размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
При удовлетворении иска, от уплаты государственной пошлины ответчики освобождены в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск КОРОЛЕВА А.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу КОРОЛЕВА А.Н. <данные изъяты> компенсации морального вреда.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 19 декабря 2011 года.
Судья И.В. Захваткин