Дело № 2-819/2011 о взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-819/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года                                      г. Емва

    Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Захваткина И.В.,

При секретаре Салуян О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

КОРОЛЕВА А.Н. к ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Королев А.Н. обратился в суд с иском к ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании <данные изъяты> в возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, и <данные изъяты> компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания.

Решением Княжпогостского районного суда от 19 мая 2011 года исковые требования были удовлетворены частично. В пользу истца была взыскана частично компенсация морального вреда.

Определением суда кассационной инстанции от 10 октября 2011 года решение Княжпогостского районного суда было отменено в части компенсации морального вреда с направлением дела на новое рассмотрение в указанной части.

В новом рассмотрении судом были определены юридически значимые обстоятельства по делу о степени переполненности палат, где содержался истец; о влиянии недостатка нормы жилой площади на свободу передвижения истца, включая выходы из палаты, прогулки; о работе системы вентиляции в палате.

Истцом указано, что основанием его требования о компенсации морального вреда являются факты нахождения его на лечении у ответчика за период с 03 августа 2010 года по 01 сентября 2010 года в палате площадью 25,3 кв.м., где, кроме него, также находилось еще 7 осужденных. Несоблюдение установленной нормы площади помещения влияло на его состояние здоровья, а именно, не хватало воздуха, он задыхался, палата не была оборудована вентиляцией, и ночью было душно. В связи с указанными обстоятельствами ему были причинены физические и нравственные страдания.

Судом истцу разъяснялось, что бремя представления доказательств, что в палате было душно лежит на истце. Истец представил дополнительные объяснения, указав, что вентиляции в <данные изъяты> ФКЛПУБ-48 не было.

    Представители ответчиков ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми и Министерства финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Республике Коми в судебное заседание не явились. Заявленные исковые требования не признавали, указав, что обстоятельства содержания 8 осужденных в одной палате площадью 25,3 кв.м. в указанный период не доказывают причинения истцу морального вреда.

    Дополнительно, по определенным судом юридически значимым обстоятельствам, ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми представило суду документы, подтверждающие наличие вентиляции, канализации, водопровода в <данные изъяты>, что подтверждается техническим паспортом отделения в разделе «Наименование конструктивных элементов». Также указано, что истец имел право свободного передвижения по территории <данные изъяты>, включая выход на улицу. Палаты регулярно проветривались, кварцевались.

Министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Республике Коми, действующего по доверенности, иск не признало, указав в письменном отзыве, что не имеется доказательств причинения вреда здоровью истца, в связи с нарушением нормы жилой площади при содержании истца в туберкулезном отделении.

    Изучив материалы дела, суд находит в требованиях Королева А.Н. отказать.

    Судом установлено и данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (проведенной проверкой Усть-Вымской прокуратуры), что истец в августе 2010 года содержался в палате туберкулезного отделения ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми площадью 25,3 квадратных метров с численностью осужденных 8 человек, при норме жилой площади 5 кв.м. на осужденного. В связи с указанным нарушением в адрес ответчика было внесено представление (л.д. 8, 20).

     Согласно ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Пленум Верховного Суда РФ в пункте 2 постановлении от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина при наличии указания об этом в законе.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Доказательств причинения вреда здоровью истца, которые могли повлечь нравственные и (или) физические страдания, суду не представлено. Какие иные нематериальные блага или неимущественные права нарушены истцом не указано и судом не установлено.

Истец указывает, что несоблюдение нормы жилой площади повлекло ухудшение состояния его здоровья, ему не хватало воздуха, он задыхался, палата не была оборудована вентиляцией, и по ночам ему было душно.

Обстоятельства, указанные Королевым А.Н. в обоснование исковых требований, не подтверждены доказательствами, поэтому не могут являться достаточными основаниями для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Судом установлено, что подтверждается материалами дела (техническим паспортом, справками, распорядком дня), что в палате, где содержался истец имеется вентиляция, палата регулярно проветривалась и кварцевалась. Для каждого осужденного имелось отдельное спальное место. Осужденный имел право свободного выхода из палаты.

В силу ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В связи с изложенным, суд находит, что единственное нарушение нормы жилой площади истца без совокупности с иными обстоятельствами, не может свидетельствовать о причинении истцу нравственных и физических страданий.

В рассматриваемом случае на каждого осужденного приходилось более 3 кв.м., что допускается при содержании осужденных во всех иных исправительных учреждениях и не свидетельствует о чрезмерном нарушении нормы жилой площади. Указанное нарушение уголовно-исполнительной нормы при наличии вентиляции, проветривания, отдельного спального места и свободы передвижения осужденных, в том числе на улицу, не доказывает обстоятельств причинении истцу нравственных и физических страданий, за которые может быть назначена компенсация морального вреда.

В связи с отсутствием доказательств причинения Королеву А.Н. физических и нравственных страданий, в исковых требованиях о компенсации морального вреда по заявленным основаниям к ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми суд находит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях КОРОЛЕВА А.Н. к ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании <данные изъяты> компенсации морального вреда отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Судья                                И.В. Захваткин