О признании права приватизации жилого помещения



Дело № 2-332/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года г. Емва

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Захваткина И.В.,

При секретаре Салуян О.В.,

С участием истицы Раскита С.А.,

Представителя ответчика администрации городского поселения «Емва» Шепеленко Е.М.,

Прокурора Федоровой В.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Прокурора Княжпогостского района в интересах РАСКИТА С.А. к администрации городского поселения «Емва» о признании права на приватизацию жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в интересах жилищных прав Раскита С.А. с иском к администрации городского поселения «Емва» о признании за Раскита С.А. права на приватизацию занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>.

В исковом заявлении и судебном заседании прокурором указано, что в настоящее время занимаемое истицей жилое помещение не имеет статус специализированного. Жилое помещение передано в муниципальную собственность городского поселения «Емва». В силу ст. 50 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования. В связи с этим, жилое помещение, которое истица занимает на основании социального найма, может быть передано истице в собственность в порядке приватизации.

Истица поддержала исковые требования и доводы прокурора, указав, что ранее проживала в комнате коммунальной квартиры, занимаемой по договору социального найма. В 2005 году ей было предоставлено указанное жилое помещение в приватизации которого было отказано.

Представитель ответчика иск не признала, указав, что несмотря на исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда, использовавшегося для социального обслуживания населения, в настоящее время с истицей договор социального найма не заключен и, следовательно, истица не имеет права на приватизацию.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования удовлетворить.

Судом установлено, что решением Княжпогостского районного суда от 15 июня 2010 года по делу <№> был признан незаконным пункт 1 распоряжения руководителя администрации городского поселения «Емва» от 29 марта 2010 года № 15-о «Об организации работы по передаче специализированных жилых помещений городского поселения «Емва в государственную собственность Республики Коми», предусматривающий сохранение статуса специализированных жилых помещений в доме <адрес>, в том числе жилого помещения истицы.

Указанным решением, вступившим в законную силу, установлено, что распоряжением Правительства Республики Коми от 13 октября 2008 года № 383-р во исполнение Закона Республики Коми «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», по акту приема-передачи от 16 октября 2008 года из собственности муниципального образования муниципальный район «Княжпогостский» жилое помещение, занимаемое истицей, передано в собственность муниципального образования городского поселения «Емва».

До передачи в собственность городского поселения «Емва» жилой дом по адресу <адрес>, в котором находится помещение истицы, на основании постановления главы МР «Княжпогостский» от 02 марта 2007 года № 83 «Об утверждении Положения о специальном доме для одиноких престарелых муниципального района «Княжпогостский» имел статус специального дома для одиноких престарелых муниципального района «Княжпогостский» и относился к числу специализированных домов.

Постановлением Администрации городского поселения «Емва» от 28 декабря 2008 года № 188 было утверждено «Положение о специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста городского поселения «Емва», которое постановлением руководителя администрации городского поселения «Емва» от 28 марта 2009 года № 37 было отменено, а 28 мая 2009 года администрацией городского поселения «Емва» было принято постановление № 72, которым было утверждено и введено в действие с 28 мая 2009 года «Положение о жилых помещениях городского поселения «Емва», предназначенных для проживания одиноких граждан пожилого возраста», которое также было отменено постановлением от 29 марта 2010 года № 23.

Приведенные Положения предусматривали, что специальный жилой дом для одиноких престарелых, а также жилые помещения для проживания одиноких граждан пожилого возраста относятся к специализированному жилищному фонду городского поселения «Емва».

Распоряжением руководителя администрации городского поселения «Емва» от 29 марта 2010 года № 15-о «Об организации работы по передаче специализированных жилых помещений городского поселения «Емва» в государственную собственность Республики Коми» в пункте 1 указано: сохранить статус специализированных жилых помещений городского поселения «Емва» за жилыми помещениями согласно Приложению, в котором перечислены жилые помещения, в том числе помещение, занимаемое истицей.

Из преамбулы данного распоряжения следует, что оно принято на основании Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с отменой постановления администрации городского поселения «Емва» от 28 мая 2009 года № 72 «Об утверждении Положения о жилых помещениях городского поселения «Емва», предназначенных для проживания одиноких граждан пожилого возраста», в целях передачи специализированного жилого фонда городского поселения «Емва» в государственную собственность Республики Коми для организации социального обслуживания граждан.

Часть 2 статьи 92 ЖК РФ предусматривает, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду определен постановлением Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42.

В соответствии с пунктом 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Пункт 15 указанных Правил предусматривает, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Решением Совета городского поселения «Емва» от 28 сентября 2007 года № 1-14/77 утверждено «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования городского поселения «Емва», в пункте 2 которого указано, что права собственника в процессе управления и распоряжения муниципальной обязанностью возложена на администрацию муниципального образования городского поселения «Емва».

В соответствии со ст. 96 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

К жилым помещениям в домах системы социального обслуживания населения в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» относятся специальные дома для одиноких престарелых, которые согласно пункту 4.3.1 ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», состоят (как правило) из одно-двух комнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку и помещения для клубной работы, столовую (буфет), пункт сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку, пункты заказов на продовольственные товары и др.

Согласно пункту 8 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 4, 21 Федерального Закона № 195-ФЗ от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государственная система социальных служб состоит из предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, к полномочиям которых отнесены: создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания.

Таким образом, жилые помещения, указанные в распоряжении от 29 марта 2010 года № 15-о, не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду для социального обслуживания, так как они не отвечают требованиям предъявляемым к жилым помещения для социального обслуживания, поскольку жилые помещения для проживания одиноких граждан пожилого возраста должны находится в специально созданном для этого доме, оснащенным необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан помещениями и оборудованием.

Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения не отнесены полномочия по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

В соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, вопросы, связанные с управлением муниципальным имуществом, не разрешаются путем издания руководителем администрации городского поселения «Емва» распоряжения и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Полномочия по созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания, ответчику не передавались.

В связи с тем, что в настоящее время спорное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду и передано в муниципальную собственность городского поселения «Емва», в собственности которого в силу ст. 50 Закона № 131-ФЗ может находиться жилищный фонд социального использования, отношения между сторонами регулируются нормами о социальном найме.

При этом доводы ответчика, что отношений социального найма с истицей не усматривается, так как не заключен в письменной форме договор о социальном найме, не имеют юридического значения.

В соответствии с жилищным законодательством отсутствие письменного договора социального найма не свидетельствует об отсутствии данных отношений.

В связи с отнесением жилого помещения, занимаемого истицей, к жилищному фонду социального использования, для оформления указанных отношений в соответствии с жилищным законодательством, возникает обязанность у ответчика признать истицу нанимателем жилого помещения на основании социального найма.

В ст. 19 ч. 3 ЖК РФ указано, что жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования (предоставление жилых помещений по договорам социального найма); специализированный жилищный фонд (жилые помещения для проживания отдельных категорий граждан); индивидуальный жилищный фонд (жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам для проживания на условиях безвозмездного пользования граждан и членов их семей); жилищный фонд коммерческого использования (жилые помещения, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования).

Доказательств, что жилое помещение, занимаемое истицей, относится к одному из указанных видов жилищного фонда, кроме социального использования, суду не представлено.

На основании изложенного, суд находит, что между сторонами существуют отношения о социальном найме жилого помещения.

В статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от 04 июля 1991 года № 1541-1 указано, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, имеют право с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 постановления от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.

Учитывая, что обстоятельств, препятствующих истице участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения, не имеется, что помещение пригодно для проживания, исковые требования о признании права на приватизацию жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района в интересах РАСКИТА С.А. удовлетворить.

Признать за РАСКИТА С.А. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 04 апреля 2011 года.

Судья И.В. Захваткин