Дело № 2-324-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Романовой О.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Григораш А.А. об обжаловании действий Агентства Республики Коми по социальному развитию,
У С Т А Н О В И Л:
Григораш А.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию по вопросу отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и восстановлении в очереди. В обоснование указала, что является <данные изъяты> участника ВОВ, в 2010 году ее поставили на учет в администрации в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что на основании Закона имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, однако в декабре получила письмо - уведомление от 06 декабря 2010года и выписку из приказа об отказе в предоставлении данной выплаты. С данным приказом она не согласна.
Судом на основании определения суда от 11 марта 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация ГП «Емва», ГУП (РБТИ) филиал Княжпогостского района.
Григораш Г.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заявителя - Григораш Г.Г. в судебном заседании поддержала заявление и доводы, указанные в нем. Пояснила, что истца проживает на втором этаже дома, имеющего централизованное отопление, поэтому вынуждена приносить ведрами воду с улицы, несмотря на то, что страдает серьезными заболеваниями.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указано, что заявленные требования не признает.
Представитель администрации ГП «Емва» - Кулешова Н.В. суду показала, что заявительница на законных основаниях поставлена в очередь для улучшения жилищных условий.
Представитель ГУП (РБТИ) филиал Княжпогостского района в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд находит, требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Григораш А.А., <данные изъяты>, приходится членом семьи <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны. Зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>. Дом двухэтажный с централизованным отоплением и централизованным освещением, природный газ, туалет- выгреб. Централизованная канализация и водоснабжение отсутствует.
Постановлением руководителя администрации «Емва» от 22 апреля 2010года №50 Григораш А.А. поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий согласно п.3 ч.1 ст51 ЖК РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ (проживание в помещении, не установленным для жилых помещений требованиям).
12 ноября 2010 года Григораш А.А. через ГУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30 ноября 2010 года № 3144 Григораш А.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения по тем основаниям, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 03.11.2010года №б/н - жилое помещение пригодно для постоянного проживания, что противоречит основанию постановки на учет, указанному в справке Администрации ГП «Емва» от 09.11.2010года № 3440.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пп.2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников Великой Отечественной войны, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади 36 квадратных метров и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанных в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона « О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 года №69-РЗ « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального закона « О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах»
Согласно ст.1 Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» (в редакции Закона Республики Коми от 12.02.2010г. №3-РЗ) формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан:
1) вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального закона « О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения;
2)относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Предоставление единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию.
В целях реализации Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании Федерального закона « О ветеранах» Правительством Республики Коми принято постановление от 22.03.2010года № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок).
Пунктом 3 Порядка определено, что республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах» формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления:
1) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2) в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Таким образом, сведения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных услуг, в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий предоставляются органами местного самоуправления.
Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком (п.6 Порядка).
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ « О ветеранах».
На основании сведений, предоставленных администрациями муниципальных образований, Агентством Республики Коми по социальному развитию сформирован республиканский список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно указанному Порядку предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Решение о предоставлении единовременных денежных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством в течение одного месяца со дня поступления заявлений граждан с документами в центр по предоставлению государственных услуг. При этом, решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат (пункты 3,5, 13,15 Приложения№1).
В ходе судебного заседания исследовалось заявление Григораш А.А. с пакетом документов, направленных ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» 12 ноября 2010года в адрес Агентства Республики Коми по социальному развитию, на основании которых был вынесен оспариваемый приказ, из которого следует, что в заявителем предоставлены все необходимые документы.
Согласно материалам учетного дела администрации городского поселения «Емва» Григораш А.А. по состоянию на 22 апреля 2010 г. в квартире проживает одна.
Решением Совета городского поселения « Емва» от 31 марта 2009 года №
В статье 51 ЖК РФ содержаться основания признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Так, согласно пункту 3 части 1 настоящей статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.2 и 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение ст.15 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пункт 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
ГУП (РБТИ) филиала Княжпогостского района представлен статистический отчет по форме №1- Жилфонда по состоянию на 01.012.2011 года по оборудованию жилфонда в городской местности из которого следует, что в <адрес> имеется жилые помещения снабженные: централизованным водопроводом, централизованной канализацией, горячим водоснабжение.
Наличие у истца другого жилого помещения для постоянного проживания судом не установлено, что подтверждается представленными Агентством Республики Коми по социальному развитию документами Княжпогостского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации и филиала ГУП РК «Республиканское БТИ» Княжпогостского района от 20 апреля 2010г.
Как следует из материалов дела межведомственная комиссия актом обследования и заключением от 3 ноября 2010 года признала квартиру <адрес> пригодной для проживания.
Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправление и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствии с действующим законодательством межведомственная комиссия не является уполномоченным органом исполнительной власти муниципального образования, обладающим правами по решению вопросов местного значения. Заключения данной комиссии носят рекомендательный характер, не влияют на правоотношения и не влекут каких- либо юридических последствий.
При установленных обстоятельствах, учитывая требования к жилым помещениям, суд приходит к выводу, что занимаемая истцом квартира не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку квартира истца не оборудована инженерными системами, которыми оборудованы жилые дома в <адрес>, поэтому истец нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, Григораш А.А. обоснованно поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения «Емва».
Доводы Агентства Республики Коми по социальному развитию, указанные в представленном отзыве, что основанием для отказа явилось то, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 03.11.2010года - жилое помещение, в котором проживает Григораш А.А. пригодно для проживания, что противоречит основанию постановки на учет, указанному в справке Администрации ГП « Емва» от 09.11.2010 года № 3440, судом не принимаются, так как противоречит изученным материалом дела.
На основании изложенного, иск о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30 ноября 2010г. № 3144 и восстановлении в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленных ст. 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» следует удовлетворить, следовательно, требование о признании незаконным названного приказа заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Иных требований по делу не заявлено.
Руководствуясь ст. 29 ЖК РСФСР, ст. ст. 15, 51, 55, 56 ЖК РФ, ст. 168 ГК РФ, федеральными законами от 29.12.2004г. № 189-ФЗ, от 12.01.1995 N 5-ФЗ, от 24.11.1995г.; 181-ФЗ, Законом Республики Коми от 06.10.2006г. № 69-РЗ, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, постановлением Правительства РК от 22.03.2010г. № 58, ст. ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования Григораш А.А. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30 ноября 2010г. № 3144 «Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Григораш А.А.».
Агентству Республики Коми по социальному развитию восстановить Григораш А.А. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 134,15,17-19 и 21 Федерального закона « О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2011года.
Судья- подпись
Копия верна. Судья О.Н.Мишина