Дело № 2-160/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Романовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 02 августа 2012 года гражданское дело по иску Петровой Н.И. к ОАО «Княжпогостское ЖКХ», ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» о взыскании денежных средств, оплаченных за услуги ненадлежащего качества, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Н.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Княжпогостское ЖКХ» о признании действий ответчика по непредставлению услуги по отоплению незаконными, взыскании денежных средств оплаченных за теплоэнергию за период с января 2009 года по декабрь 2011 года в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, обязании обеспечить предоставление услуги по отоплению в соответствующие сроки. В дальнейшем уточнила заявленные требования, просила взыскать денежные средства, оплаченные за услуги ненадлежащего качества в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, обязать провести ремонтные работы системы отопления.
В обоснование указано, что является нанимателем угловой квартиры <№> по ул. <адрес>. В данной квартире холодно, сыро, из-за чего она болеет простудными заболеваниями, вынуждена находиться в квартире не снимая верхнюю одежду, спать в теплых свитерах и шерстяных носках. Оконные проемы и углы покрыты плесенью, приходиться отапливать жилое помещение электроприборами, газом. Неоднократно по данному вопросу обращалась с заявлениями к ответчикам, однако меры реагирования не были приняты. Факт неоказания коммунальных услуг по отоплению зафиксировано актами. Обязательства по оплате услуг ею исполняются надлежащим образом. Обращалась к ответчику с заявлениями с просьбой сделать перерасчет по месяцам и годам, однако ей было отказано. Действиями ответчиков ей был причинен моральный вред.
Определением суда от 21 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика, судом привлечено ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» осуществляющая обслуживание жилищного фонда г. Емва.
Истица в судебном заседании поддержала исковые требования и доводы, указанные в заявлении, пояснила, что из-за того, что в квартире постоянно холодно, она испытывала физическую боль, замерзала в холодной квартире, нервничала, вынуждена постоянно ходить и спать в одежде.
Представитель ответчика ОАО «Княжпогостское ЖКХ» - Штыпуляк В.В. в судебном заседании исковые требования признала частично. Признает, что в отопительный сезон 2011 – 2012 года действительно по техническим причинам (нарушена система гидравлики) подача тепла в дом производилась с нарушением стандартов и норм подачи теплоресурсов. Считает, что ООО «УК «КЖКХ» не надлежащим образом выполняет правила содержания и ремонта общего имущества жилого дома, т.е. не производит работ по содержанию в рабочем состоянии внутридомовой системы отопления, что отрицательно влияет на температурный режим в квартире истицы.
Исполнительный директор ОАО «КЖКХ» - Малетин А.В. в судебном заседании иск не признал, не отрицал, что из-за нарушения работы системы гидравлики истица не получала тепло в необходимых объемах и температуры. Дополнил, что проводятся работы, направленные на обеспечение теплом в соответствии с нормами и Правилами (установлен насос).
Представитель ответчика ООО «УК «Княжпогостское ЖКХ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании представитель общества - Романова Н.А. иск не признала.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.
Основанием для обращения в суд с данным иском послужило нарушение температурного режима в квартире истицы в связи, с чем она просит произвести перерасчет платы по статье «отопление» за период с 01.01.2009г. по 31.12.2011г., а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг потребителям для удовлетворения бытовых нужд регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии в силу пункта 1 статьи 542 настоящего Кодекса должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В пункте 2 данной статьи указано, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Суд с учетом заявленных требований к числу юридически значимых обстоятельств по делу считает необходимым отнести соблюдение в отопительный сезон 2009 – 2010; 2010 – 2011; 2011 - 2012 годов температурного режима в квартире истицы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В ст. 12 ГПК РФ указано, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При распределении бремени доказывания по делам о защите прав потребителей следует обратить внимание на то, что по общему правилу бремя доказывания продажи товара (оказание услуг, выполнения работ) надлежащего качества лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Вместе с тем закон допускает возможность освобождения продавца (исполнителя, изготовителя) от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, абз. 2 п. 6 ст. 18, п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Согласно положению названных правовых норм продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств в случае, когда нарушение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
При этом бремя доказывания отсутствия вины также возлагается на ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя, импортера).
В соответствии Законом РФ «О защите прав потребителя» на истца (потребителя) возложена обязанность представить доказательства момента возникновения недостатков проданного товара.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пунктов 6 и 9 настоящих Правил отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В силу положения пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным жилым домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом установлено, что Петрова Н.И. на основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда проживает в квартире <№> дома <№> по ул. <адрес>, собственником данного жилого помещения не является, производит ОАО «КЖКХ» оплату по оказанию услуги по отоплению.
Согласно Уставу ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» являются лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений. В п. 2.2 данного Устава указано, что к основным видам деятельности Общества относится: организация технического обслуживания, капитального и текущего ремонта жилищного фонда.
ОАО «Княжпогостское ЖКХ» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде и находящегося в иной собственности, в том числе жителям многоквартирного жилого дома <№> по ул. <адрес> по теплоснабжению; занимается взиманием платы за отопление, поскольку договор на поставку теплоэнергии для нужд жилых домов с ООО «Управляющая компания «Княжпогостское ЖКХ» не заключен, при этом договоры в письменной форме с гражданами, проживающими в жилом доме не заключены; поставка коммунальных услуг осуществляется согласно установленным тарифам и ценам на теплоэнергию на розничном (потребительском) рынке и подключения к центральной системе теплоснабжения.
Учитывая приведенные положения нормативным актов, ОАО «Княжпогостское ЖКХ» как ресурсоснабжающая организация отвечает за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению надлежащего качества, за режим и количество теплоснабжения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, к сетям инженерно-технического обеспечения. За качество отопления жилых помещений с помощью внутридомовой системы отопления после границы балансовой принадлежности ответчик не несет.
Согласно пункту 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать подержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления. В приложении № 11 к данным Правилам приведен график качественного регулирования температуры воды в системе отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха – 95 - 70 °C и 105 - 70 °C. (носит рекомендательный характер, но является действующим и подлежащим применению при определении необходимой температуры воды в системе теплоснабжения). Согласно пункту 5.2.2 Правил предельное рабочее давление для систем отопления с чугунными отопительными приборами следует принимать 0,6 МПа (6 кгс/см2 ), со стальными - 1,0 МПа (10 кгс/см2 ).
Согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденного постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № 110 и введенного в действие с 01 сентября 2003г., перепад давления теплоносителя на вводе в дом должен быть не менее 0,15 МПа (1,5 кГс/см2) (пункт 8.17).
Таким образом, показателями качества тепловой энергии являются температура и давление воды, которые должны, в свою очередь, в силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Согласно пункту 71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 60 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Правилами продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Согласно пункту 15 Приложения № 1 Правил, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С). За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя их нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии прибора учета), за каждый градус отклонения температуры.
В силу пункта 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Из материалов дела следует, что ОАО «Княжпогостское ЖКХ» установлен температурный график сетевой воды с параметрами 95-70 °C. Температурный график сетевой воды на вводе в жилой дом не установлен. Общедомовой прибор учета теплоэнергии в жилом доме <№> по ул. <адрес> отсутствует.
Судом установлено, что с 2007 года истица неоднократно обращалась к руководителям обслуживающих организаций с заявлениями о нарушении температурного режима в квартире её проживания.
Так, 17.01.2007 года истица обратилась в ОАО «КЖКХ» с заявлениями, в которых указала, что отопительная система не налажена, температура воздуха в квартире не превышает +14 градусов, батареи холодные, обращения к мастеру ФИО1 результатов не дают (л.д.16, 16 а);
- в заявлении от 08.02.2007 года указала просьбу об устранении неполадок в работе отопительной системы, т.к. с октября 2006 года отопление в квартире отсутствует, в результате чего в квартире сырость, все углы и оконные проемы почернели от плесени (л.д.17);
- в заявлении от 2.10.08 года вновь просит наладить работу отопительной системы, так как весь сентябрь отопление в квартире отсутствует, батареи совсем холодные (л.д.19);
-в заявлении от 13.10.2008 года просит генерального директора ОАО «КЖКХ» разъяснить, почему в квартире холодно, не работает отопительная система, указала о нарушении температурного режима с начала отопительного сезона (л.д.20);
В заявлении от 04.11.2009 года просит произвести замер температурного воздуха в квартире, указано, что отопительная система не работает, температура воздуха низкая (л.д.21);
-в акте от 5 февраля 2010 года, составленного начальником Госжилинспекции по Княжпогостскому району, проведенной по коллективному обращению жителей дома <№> по факту не производства работ по содержанию и ремонту системы отопления в квартирах, указано, что ООО «УК «КЖКХ» не проводит работы по приведению системы отопления в порядок и эксплуатации в зимний период времени, тем самым не предоставляет коммунальные услуги соответствующего качества.
-в заявлении от 17.03.2010 года указывает о нарушении температурного режима в квартире с начала отопительного сезона (температура не превышает +14 градусов) (л.д.22);
- в акте от 24 марта 2010 года указано, что ООО «УК «КЖКХ» не проводит в доме <№> по <адрес> работы по проведению системы отопления в порядок и эксплуатации в зимний период времени, тем самым не предоставляет коммунальные услуги соответствующего качества. Данное общество умышленно не исполняет предписание Государственной жилищной инспекции, не ставит в известность о причинах не производства работ.
- в акте от 25.01.2011 года указано, что со стороны ОАО «КЖКХ» не соблюдается тепловой режим подачи тепла в дом, согласно температуре воздуха, со стороны ООО «УК «КЖКХ» выявлены нарушения правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, т.к. не производятся работы по содержанию в рабочем состоянии внутридомовой системы отопления (л.д.35);
- в заявлении от 07.02.2011 года просит произвести перерасчет с октября 2010 года по январь 2011 года за отопление в виде того, что норматив по подаче давления не выполняется, температура воздуха в квартире +14 с начала отопительного сезона, акт от 25.01.2011 года (л.д.25);
- в заявлении от 14.03.2011 года сообщает о нарушении температурного режима с начала отопительного сезона (л.д.23);
- в акте от 27 сентября 2011 года указано, что в квартире истицы температура воздуха составляла 15 градусов, со стороны ОАО «КЖКХ» не соблюдается тепловой режим подачи тепла на дом, согласно требованиям постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года;
- в акте от 31.10.2011 года указано, что с начала отопительного сезона 2011 года с 15 сентября отопление в дом <№> по <адрес> не поставляется;
-в заявлении от 01.11.2011 года просит произвести замер температурного режима, что отопительная система до сих пор не налажена, в квартире холодно (л.д.24);
- в акте от 16.11.2011 года, составленного согласно обращению истицы по поводу некачественного предоставления коммунальной услуги по теплоснаюжению и низкой температуры воздуха в квартире указано, что со стороны ОАО «КЖКХ» не соблюдается тепловой режим подачи тепла на дом, согласно температурного графика с учетом температуры наружного воздуха;
В акте от 19.12.2011 года указано, что для обеспечения температурного режима в соответствии с действующим законодательством жилых помещений дома <№> по <адрес> необходимо провести регулирование тепловых сетей, находящихся на балансе ресурсоснабжающей организации и восстановить тепловую изоляцию магистральных трубопроводов теплоснабжения (л.д.36);
-в заявлении от 27.12.2011 года просит произвести перерасчет за ноябрь, декабрь 2011 года за отопление в виду того, что норматив по подаче давления не выполняется, температура воздуха в квартире +16, акт от 19.12.2011 года (л.д.26);
Истица обращалась по вопросу нарушения температурного режима в квартире к Главе Республики Коми. В ответе на данное обращение указано, что факты, указанные истицей подтвердились, причиной недопоставки тепла в жилые помещения явилось нарушение теплоснабжающей организацией ОАО «КЖКХ» утвержденного графика температурного режима (л.д.27);
Из ответа Государственной жилищной инспекции Республики Коми от 23.03.2011 года следует, что в ходе проверки, проведенной данной организацией указанные истицей факты подтвердились, что руководством ОАО «КЖКХ» разработаны и представлены в адрес инспекции мероприятия по нормализации теплоснабжения дома <№> по <адрес>. Данные мероприятия предусматривают в течение марта-апреля 2011 года производство работ по:
1. утеплению тепловой сети от котельной КМЗ до жилого дома <№> по <адрес> для снижения тепловых потерь в сетях;
2. реконструкции трубопроводов в котельной КМЗ для обеспечения циркуляции теплоносителя по замкнутой системе и повышения давления в тепловой сети;
3. установка более производительного насоса марки НКУ – 250 для повышения расхода теплоносителя через тепловую сеть и подключенные здания (л.д.28-29).
Аналогичные сведения указаны в ответе Государственной жилищной инспекции Республики Ком на обращение истицы от 25.04.2011 года (л.д.31), от 06.12.2011 года (л.д.32-33), от 26.12.2011 года (л.д.34).
Факты, указанные истицей в вышеуказанных заявлениях, адресованных ответчикам, сотрудниками организаций не проверялись, следовательно, не оспаривались.
Судом также установлено, что в <ДД.ММ.ГГГГ> года за ненадлежащую подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации ОАО «КЖКХ» привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
<ДД.ММ.ГГГГ> ООО «УК «КЖКХ» за неисполнение обязанностей по качественному предоставлению коммунальных услуг по теплоснабжению жильцам многоквартирного дома привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Принимая во внимание отсутствие у суда специальных познаний в области обеспечения температурного режима в жилых помещениях, судом на основании определения суда от 05 апреля 2012 года, назначена техническая экспертиза.
По ходатайству ответчиков проведение экспертизы поручено ООО «ТЕПЛОЭКСПЕРТ КОМИ».
Заключение эксперта для ознакомления отправлено сторонам по электронной почте. Ходатайства, заявления о несогласии с результатами экспертизы суду не представлены, заключение сторонами не оспаривается.
В заключении экспертизы в ответе на вопрос № 3 «Что является причиной нарушения температурного режима в квартире истца, расположенного по адресу: <адрес> <№> указан ответ:
Причиной нарушения температурного режима в квартире истца:
1. Отсутствуют документы подтверждающие проведение мероприятий обеспечивающих безопасную, надежную и качественную эксплуатацию теплоснабжающего и тепло-потребляющего оборудования (ответственные – ОАО «КЖКХ» и ООО «УК «КЖКХ»);
2. Параметры теплоносителя (давление и температура) на вводе в тепловой пункт не могут обеспечить соответствующее качественное теплоснабжение потребителя Петровой Н.И. (ответственный – ОАО «КЖКХ);
3. Отсутствует тепловая изоляция на тепловой сети (Ответственные - ОАО «КЖКХ»);
4. Отсутствует тепловая изоляция на тепловом пункте и трубопроводах (Ответственные - ООО «УК «КЖКХ»);
5. Повысительный насос установлен на тепловой пункт без проекта и имеет обводной трубопровод (Ответственные - ОАО «КЖКХ» и ООО «УК «КЖКХ»);
6. Индивидуальный тепловой пункт эксплуатируется в нарушении требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
7. У потребителя тепла (истца) не равномерный прогрев отопительных приборов (ответственный – ООО «УК « КЖКХ»).
В заключении эксперта указаны мероприятия, направленные на обеспечение температурного режима в квартире истицы, в соответствии с действующими нормативами.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы эксперта, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Проведено обследование объекта, экспертному исследованию был подвергнут материал представленный ответчиками, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что теплоэнергия в жилой дом <№> по <адрес> в ноябре 2009 года, в феврале - марте 2010г. в период с января по декабрь 2011г. поставлялась ОАО «КЖКХ» до границы балансовой принадлежности с занижением температуры горячей сетевой воды, то есть ненадлежащего качества, ООО «УК «КЖКХ» не проводило необходимые мероприятия по подготовке к зиме жилого дома, в котором проживает истица, что в целом привело к нарушениям температурного режима в квартире истицы в вышеуказанные периоды.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что ответчиками не доказано обратное, суд признает за истицей право на удовлетворение заявленных требований в части взыскания оплаты ЖКУ по статье «отопление» на 100 %, как за оказанные услуги ненадлежащего качества, а также в части компенсации морального вреда и об обязании ответчиков провести ремонтные работы системы отопления.
В ходе судебного заседания изучены счета – извещения в ноябре 2009 года, в феврале - марте 2010г. в период с января по декабрь 2011г. по плате за коммунальную услугу «теплоэнергия». Согласно данным документам истица за данный период произвела оплату в размере <данные изъяты>. Представителем ОАО «КЖКХ» данная сумма и расчет не оспаривается.
Определяя степень вины ответчиков, ответственных за нарушение температурного режима в квартире истицы, суд с учетом заключения экспертизы распределяет ее следующим образом: с ООО «УК «КЖКХ» - 50 процентов, ОАО «КЖКХ» - 50 процентов.
Довод представителя ОАО «КЖКХ» о том, что истцом не соблюден порядок уведомления исполнителя о предоставлении услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные сроки, отсутствие правового основания для производства перерасчета в связи с отсутствием акта о непредоставлении коммунальной услуги, либо акта о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, по следующим основаниям.
Положениями п. 64, 65 Правил предусмотрена возможность уведомления исполнителя в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как в письменной, так и в устной форме (в том числе по телефону). При этом, регистрация сообщения потребителя подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66). В силу п. 67 Правил в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Согласно п. 68 Правил если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69).
В соответствии с п. 77 Правил, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором, в том числе в случаях: если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период; если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.
Таким образом, поскольку положениями Правил предусмотрена возможность потребителя устно информировать исполнителя о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для производства перерасчета в связи с отсутствием надлежаще оформленного акта, составление которого является обязанностью исполнителя, не могут быть приняты во внимание судом.
При этом порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, указанный в пунктах 64 - 74 Правил, установлен с целью добровольного производства исполнителем перерасчета коммунальных услуг, но не устанавливает определенный порядок и средства доказывания при разрешении судебного спора, в рамках которого суд может оценивать любые доказательства, имеющие отношение к заявленному спору, соответствующие требованиям статьи 55 ГПК РФ.
Истицей также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд считает, что истица имеет право на компенсацию морального вреда, безусловно причиненный ответчиками.
Учитывая, что Петрова Н.И. вынуждена была до обращения с настоящим иском в суд, неоднократно обращаться к ответчикам и в другие инстанции для урегулирования вопроса по отоплению её квартиры, в течение длительного времени переносила нравственные переживания, выразившиеся в том, что она испытывала определенные неудобства в связи с некачественным выполнением услуг по отоплению её квартиры. Всё это причинило волнения и неприятности, суд считает, что истица имеет право на компенсацию морального вреда, безусловно причиненный ответчиками, однако заявленную истцом сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, суд считает явно несоразмерной.
Согласно ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Учитывая степень вины ответчиков, характер причиненных нравственных страданий, суд, считает возможным определить размер денежной компенсации, подлежащей взысканию с ответчиков в пользу Петровой Н.И. в размере по <данные изъяты> рублей. Суд находит указанную денежную сумму разумной и справедливой.
Таким образом, исковые требования основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению в части доказанности каждого из требований.
Согласно акту <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> стоимость по проведению судебной строительно-технической экспертизы составила <данные изъяты> рублей.
В определении о назначении экспертизы, вопрос об оплате расходов по проведению экспертизы не был решен. Суд, изучив заключение экспертизы, из которого следует, что в нарушении температурного режима в квартире истицы установлена вина ООО «УК «КЖКХ», ОАО «КЖКХ», приходит к выводу, что в пользу ООО «ТЕПЛОЭКСПЕРТ КОМИ» расходы по оплате стоимости услуги «отопление» взыскать с ответчиков по 50 процентов.
Представителем ОАО «КЖКХ» суду представлено платежное поручение <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> об оплате экспертизы в размере <данные изъяты> (предоплата экспертизы по трем гражданским делам).
В соответствии с положениями Главы 25.3. Налогового Кодекса РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой при обращении в суд истец был освобожден, соразмерно удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петровой Н.И. о взыскании стоимости коммунальных услуг и компенсации морального вреда в связи с некачественным предоставлением жилищных услуг, обязать ответчиков провести ремонтные работы системы отопления удовлетворить в части.
Взыскать с ОАО «Княжпогостское ЖКХ» в пользу Петровой Н.И. стоимость оплаченных коммунальных услуг в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с ООО «УК «КЖКХ» в пользу Петровой Н.И. стоимость оплаченных коммунальных услуг в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с ООО « УК «КЖКХ» в пользу ООО «ТЕПЛОЭКСПЕРТ КОМИ» стоимость экспертизы в размере <данные изъяты>.
Обязать ОАО «Княжпогостское ЖКХ» произвести ремонтные работы системы отопления в доме <№> по <адрес>, направленные на обеспечение температурного режима в квартире Петровой Н.И. соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:
1. Заключить договор о теплоснабжении между теплоснабжающей организацией (ОАО «КЖКХ) и потребителем тепловой энергии « ООО «УК «КЖКХ») - основание ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении», ст.15, ст.17; Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 марта 2003 п. 2.1.5.
Обязать ОАО «Княжпогостское ЖКХ»:
1. Составить график падения напоров (пьезометрический график) от каждого источника до потребителя. Основание - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 марта 2003 п.п.2.5; 6.2.61;6.2.55;6.2.56).
2. Утвердить гидравлический режим для каждого источника тепловой энергии Основание - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 марта 2003 п.2.5 и 6.2.60.
3. Составить план мероприятий, выполнить и оформить документы, подтверждающие проведение мероприятий обеспечивающих безопасную, надежную и качественную эксплуатацию теплоснабжающего и тепло - потребляющего оборудования. Основание - Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении, ст. 20; правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 марта 2003, п.2.2.1 и п.2.2.5.
4. Восстановить тепловую изоляцию на тепловой сети. Основание - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 марта 2003, п.6.1.31.
Обязать ООО «УК «КЖКХ»:
1. Произвести энергоаудит внутренних систем отопления. Основание - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24 мата 2003 года п.2.2.1, п.2.2.5; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда п.5.1, п.5.2; федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Произвести наладку внутренних систем отопления:
А) выполнить гидро-пневматическую промывку отопительных приборов, при необходимости внутреннюю очистку;
Б) для спуска воздуха на отопительных приборах установить – краны «Маевского»;
В) на отопительных приборах установить регулирующую арматуру.
Основание: Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда п.5.1, п.5.2; Строительные нормы и правила РФ (СНиП 41-01-2003).
В остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Взыскать с ОАО «Княжпогостское ЖКХ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «УК «КЖКХ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Решение в окончательной форме изготовлено 6 августа 2012 года 10 час.
Судья- О.Н. Мишина