Дело № 2-347/2012 Об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2- 347/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

при секретаре    Кривобоковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 28 августа 2012г. гражданское дело по иску Василюка А.Ю. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Василюк А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что в связи с тем, что мать истца признана безвестно отсутствующей, а отец- лишен родительских прав, истец был передан на попечение органа опеки и попечительства. В период, когда истец обучался в училище, администрация училища обращалась к главе муниципального образования «Княжпогостский район» по вопросу обеспечения жильем истца после окончания в июне 2008г. учебы, так как закрепленная за ним квартира признана непригодной для проживания. Ответ не поступил. В период 2009- 2010 годы истец обучался в техникуме. 30 сентября 2010г. закрепленная квартира межведомственной комиссией признана непригодной для проживания. Истец неоднократно в устной форме обращался к руководителю администрации городского поселения «Емва» по вопросу обеспечения его жильем, так как после лишения родительских прав отца истец проживал в детском доме г. Емва, но слышал отказ, и то, что жильем его должен обеспечить район.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения «Серегово».

Истец и его представитель, извещенные о месте и времени рассмотрения дела посредством направления судебных повесток, извещения истца по телефону и размещения информации о движении дела на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, явку представителя истец не обеспечил.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв относительно иска, в котором представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Василюк А.Ю. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением о постановке в очередь на получение жилого помещения не обращался.

Суд в порядке установленном в статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны истца, признав причины их неявки не уважительными, а также в отсутствие третьего лица, при имеющихся доказательствах в деле и объяснениях по делу стороны истца.

Представитель ответчика Шепеленко Е.М. с иском не согласилась, настаивала на рассмотрении дела по существу, пояснила, что администрация района с 01 января 2011г. наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; истец с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не обращался, ему около 25 лет, то есть он пропустил срок обращения с заявлением о постановке его, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ. Кроме того, истец в связи с непригодностью для проживания его жилья имеет право на обращение в Администрацию городского поселения «Емва» о предоставлении ему жилого помещения в общем порядке. У муниципального образования муниципальный район «Княжпогостский» жилищного фонда с жилыми помещениями, предоставляемых по договору социального найма, не имеется.

Суд, выслушав сторону ответчика, исследовав материалы дела, оценив их, не находит законных оснований для удовлетворения иска на основании следующего.

Судом установлено, что мать истца- ФИО1 на основании решения суда от <ДД.ММ.ГГГГ> признана безвестно отсутствующей после <ДД.ММ.ГГГГ>., а отец истца- ФИО2 на основании решения <данные изъяты> лишен родительских прав. Истец был передан органам опеки и попечительства и получил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. За истцом было сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается постановлением администрации с.Серегово от 22.06.2000г. № 25. Василюк А.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> Заключением межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Серегово» от 30.09.2010г. жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев ( часть 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы ( пункт 2 части 2).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы данного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Конституционный Суд РФ в пункте 2 определения от 07.06.2011 г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до вступления в силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя).

Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05.03.2009 г. № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Согласно абзаца 3 части 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ дополнительные государственные гарантии указанной категории граждан на жилище устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам этих субъектов.

Действовавший до 01 января 2011г. пункт 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006г. № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» предусматривал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежали обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Таким образом, действовавшее до 01 января 2011г. законодательство Республики Коми не предусматривало право на получение жилых помещений детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.

Законом Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01 января 2011г. органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми (муниципальные район (городской округ) наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установлен порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Согласно статье 2 настоящего Закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.

Включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления (статья 3 Закона № 139-РЗ).

Исходя из анализа приведенных норм закона, следует, что истец мог бы иметь право на получение жилого помещения, по основанию как ребенок, оставшийся без попечения родителей, чье закрепленное жилое помещение стало непригодным для проживания, если бы он был поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях до истечения возраста 23 лет и по достижению 23 лет в течение двух месяцев со дня наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ.

23 -летнего возраста истец достиг <ДД.ММ.ГГГГ>

В период с сентября 2005г. по июнь 2008г. истец обучался в профессиональном училище № <№> <адрес> по очной форме обучения, с сентября 2009г. по июнь 2010г. истец обучался в Коми республиканском агропромышленном техникуме <адрес> по очной форме обучения.

В период обучения истца в училище, администрация училища направляла 05 октября 2007г. обращения в администрацию сельского поселения «Серегово» и в администрацию муниципального образования «Княжпогостский район» по вопросу обеспечения жильем истца в связи с непригодностью для проживания закрепленного за ним жилья. Администрация сельского поселения «Серегово» в связи с отсутствием свободного жилья направила ходатайство в администрацию муниципального района «Княжпогостский» об оказании содействия в обеспечения истца жильем.

Свидетели ФИО3 и ФИО4 (социальный педагог и директор училища № <№>), допрошенные судом по ходатайству стороны истца, в суде показали, что действительно администрация училища № <№> направляла обращения как в администрацию с. Серегово, так и в администрацию муниципального образования «Княжпогостский район» по вопросу обеспечения Василюка А.Ю. жилым помещением, так как закрепленное за ним помещение на тот период было непригодным для проживания, о чем соответствующая информация была предоставлена администрацией с. Серегово. Однако, ответ из администрации муниципального образования «Княжпогостский район» так и не поступил. На тот период Василюк А.Ю. достиг 18-летнего возраста, общежитием на период обучения обеспечен не был, проживал у знакомых, его жилищные условия проверялись.

ГАОУСПО РК «Коми республиканский агропромышленный техникум», в котором обучался истец, по запросу суда представила информацию о том, что администрация техникума в период обучения Василюка А.Ю. не обращалась с запросом о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по окончании техникума в связи с тем, что за истцом на тот период было закреплено жилое помещение в Княжпогостском районе.

В период с 01 января 2008г. по 31 декабря 2010г. государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Агентство Республики Коми по социальному развитию (постановления Правительства РК от 09.10.2006г. № 252 и от 08.02.2011г. № 10).

Агентство Республики Коми по социальному развитию и сектор опеки и попечительства по Княжпогостскому району по запросу суда сообщили, что до 01 января 2011г. Василюк А.Ю. не обращался с заявлением по обеспечению его жильем по льготной категории «дети-сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей», на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.

В ходе судебного разбирательства истец подтвердил, что с заявлением по вопросу обеспечения его жильем никуда не обращался, обращался в орган опеки и попечительства, где ему пояснили какие документы необходимо собрать для подачи заявления, однако, заявление не подавал.

Таким образом, суд считает установленным, что до обращения в суд с настоящим иском истец не состоял и не состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, ни по каким основаниям, в том числе как лицо, оставшейся без попечения родителей, ни в администрации сельского поселения «Серегово», ни в Агентстве Республики Коми по социальному развитию (до 01.01.2011г.), ни в Администрации муниципального района «Княжпогостский» (с 01.01.2011г.). Доказательства обращения с заявлением о постановке на указанный учет суду стороной истца не представлены.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что истец не состоял и не состоит на учете, как лицо, оставшееся без попечения родителей, по основаниям непригодности для проживания закрепленного за ним жилого помещения, имел закрепленное жилое помещение, до достижения 23 лет и по достижению 23 лет в течение двух месяцев со дня наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ(с 30.09.2010г.), не обращался в установленном порядке за предоставлением жилья, суд приходит к выводу о том, что истец утратил право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ.

То обстоятельство, что истец не знал о своих правах, не успевал собрать необходимые документы для подачи заявления о предоставлении жилья, суд не принимает во внимание, поскольку не имеет правового значения для предоставления жилого помещения по основанию как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и не может быть признано уважительной причиной пропуска срока.

Учитывая, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, истец в случае непригодности для проживания закрепленного за ним жилого помещения имеет право на получение жилого помещения в порядке установленном Жилищным кодексом РФ.

На основании изложенного, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении иска Василюка А.Ю. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                        О.В. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 31 августа 2012г. 10 час.