Дело № 2-374/2012 Об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2- 374/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи    Черниковой О.В.,

при секретаре    Кривобоковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 14 августа 2012г. гражданское дело по иску Поздеева А.М. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Колтырина Л.И. в интересах Поздеевой А.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что истица является сиротой, так как её мать лишена родительских прав. Истица с ноября 2005г. по июль 2006г. находилась в приюте, затем по сентябрь 2006г. -в детском доме, в период с сентября 2006г. по июнь 2007г. обучалась в профессиональном училище. По окончании училища истица неоднократно обращалась в отдел опеки и попечительства по вопросу обеспечения её жильем в городе, где разъясняли, что за ней закреплено жилое помещение. Закрепленное жилое помещение в 2007г. признано ветхим, а 21 мая 2010г. признано не пригодным для проживания.

Истица в судебном заседании заявленное требование поддержала, представила отказ администрации муниципального района «Княжпогостский» о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, пояснила, что согласна с доводами администрации в той части, что в администрацию района с заявлением о предоставлении жилья обратилась после достижения 23 летнего возраста и последующих двух месяцев, до этого истица с письменным заявлением по вопросу обеспечения её жильем никуда не обращалась, так как не успевала собрать необходимые документы для этого.

Представитель администрации муниципального района «Княжпогостский» Шепеленко Е.М. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что администрация района с 01 января 2011г. наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; истица до обращения в суд не обращалась в администрацию района по вопросу обеспечения её жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ. Истица пропустила срок обращения с заявлением о признании её, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу обеспечения жильем, закрепленный в статье 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ. Кроме того, истица обеспечена муниципальным жилым помещением, в случае непригодности жилого помещения для проживания она имеет право получение жилого помещения в общем порядке.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их, не находит законных оснований для удовлетворения иска на основании следующего.

Судом установлено, что мать истицы- ФИО1 на основании решения суда от <ДД.ММ.ГГГГ> лишена родительских прав. Истица была передана органам опеки и попечительства и получила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. За истицей было сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое входит в состав муниципального жилищного фонда сельского поселения «Вожаёль».

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев ( часть 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы ( пункт 2 части 2).

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы данного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Конституционный Суд РФ в пункте 2 определения от 07.06.2011 г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до вступления в силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения (на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя).

Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05.03.2009 г. № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Кроме того, как указано выше за истицей сохранено жилое помещение, в связи с чем, нормы статьи 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, на истицу не распространяются.

Согласно абзаца 3 части 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные государственные гарантии указанной категории граждан на жилище устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам этих субъектов.

Действовавший до 01 января 2011г. пункт 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 г. № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» предусматривал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежали обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Таким образом, действовавшее до 01 января 2011г. законодательство Республики Коми не предусматривало право на получение жилых помещений детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.

Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01 января 2011г. органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми (муниципальные район (городской округ) наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установлен порядок предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Согласно статье 2 настоящего Закона жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.

Включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления (статья 3 Закона № 139-РЗ).

Исходя из анализа приведенных норм закона, следует, что истица могла бы иметь право на получение жилого помещения, по основанию как ребенок, оставшийся без попечения родителей, чье закрепленное жилое помещение стало непригодным для проживания, если бы она была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях до истечения возраста 23 лет и в течение двух месяцев со дня наступления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ.

До обращения в суд с настоящим иском истица, после окончания учебного заведения в 2007г., не состояла и не состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, ни по каким основаниям, в том числе как ребенок, оставшейся без попечения родителей, ни в администрации сельского поселения «Вожаёль», ни в Администрации муниципального района «Княжпогостский». Доказательств обращения с заявлением о постановке на указанный учет суду стороной истицы не представлены. В период рассмотрения настоящего дела, 04 июля 2012г. истица обратилась в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. 01 августа 2012 г. в адрес истицы был направлен отказ в постановке на указанный учет, с указанием того, что истица в 2007г. окончила профессиональное училище № 9, по окончании нигде не обучалась, <ДД.ММ.ГГГГ> ей исполнилось 23 года и на день обращения с указанным заявлением утратила право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Законом Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ.

Проверив доводы ответчика, на основании которых он отказал истице в постановке на учет по категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, суд соглашается с решением ответчика, так как истица по вопросу обеспечения её жилым помещением взамен закрепленного за ней жилого помещения (<адрес>) обратилась по истечении пяти лет после окончания учебного заведения и когда утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, истица утратила право на внеочередное предоставление жилья в порядке, установленном Законом Республики Коми от 22.11.2010г. № 139-РЗ.

Доводы истицы и её представителя о том, что истица устно обращалась по вопросу обеспечения её жильем, суд не принимает во внимание, поскольку не имеют правового значения для предоставления жилого помещения по основанию как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, и учитывая, что истица на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состояла и не состоит.

Учитывая, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, истица в случае непригодности для проживания закрепленного за ней муниципального жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения, входящего в состав муниципального жилищного фонда сельского поселения «Вожаёль».

На основании изложенного, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении иска Поздеевой А.М. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                        О.В. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2012г. 10 час.