Дело № 12-71/2011
Р Е Ш Е Н И Е
08 декабря 2011 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе судьи Захваткина И.В.,
При секретаре Степанченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» на постановление мирового судьи Емвинского судебного участка Республики Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ, возбуждено прокурором Княжпогостского района 16 сентября 2011 года.
Постановлением мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 20 октября 2011 года юридическое лицо ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ, а именно в том, что осуществляло розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине по адресу <адрес>, расположенного на прилегающей к объекту спорта (физкультурно-оздоровительному комплексу по адресу <адрес>) территории.
За указанное правонарушение юридическое лицо было наказано к штрафу в размере 30 тысяч рублей.
В установленный срок ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» обратилось с жалобой на указанное постановление мирового судьи, заявив о его отмене и прекращении производства по делу.
В судебном заседании представители юридического лица поддержали требования жалобы, указав, что ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» в установленном порядке выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, следовательно, при ее выдаче нарушений не было установлено, в том числе по прилегающей территории. Кроме того указали, что мировым судьей принят во внимание нормативно-правовой акт - постановление Правительства Республики Коми от 04 октября 2007 года № 225 «О Порядке определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности на территории Республики Коми», который при вынесении постановления по делу об административном правонарушении утратил свою силу.
Прокурор просил отказать в удовлетворении жалобы ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода».
Изучив материалы дела, суд находит жалобу ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» подлежащей удовлетворению.
Ответственность по ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ наступает за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в других частях данной нормы.
Таким нарушением, в постановлении прокурора и мирового судьи указано, что ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» осуществляло розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине по адресу <адрес>, расположенного на прилегающей к объекту спорта (физкультурно-оздоровительному комплексу по адресу <адрес>) территории, что запрещено действующими нормативными актами.
Суд находит, что в действиях ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» отсутствует состав инкриминируемого правонарушения, а именно, его объективная сторона.
Согласно статьи 16 части 2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В части 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ дано определение прилегающих территорий, к которым отнесены земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, границы земельных участков, которые могут быть впоследствии определены как прилегающие территории, подлежат установлению в порядке, утвержденном Правительством РФ.
До настоящего времени действует постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», в пункте 136 которого указан запрет о розничной продаже алкогольной продукции с содержанием спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Следовательно, указанным постановлением Правительства РФ обязанность установления порядка определения прилегающих территорий возложена на субъекты Российской Федерации.
Иного постановления Правительства РФ, устанавливающего порядок определения прилегающих территорий, не имеется.
Во исполнение указанных федеральных нормативных актов и согласно пункта 4 статьи 3 Закона Республики Коми от 07.12.2005 N 135-РЗ (ред. от 01.07.2010) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми», Правительством Республики Коми было принято постановление от 04 октября 2007 года № 225 «О Порядке определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности на территории Республики Коми».
Указанным постановлением Правительства Республики Коми № 135-РЗ был установлен Порядок определения прилегающих территории, способом установления расстояния прилегающих территорий, определяемых по пешеходной зоне от входа на территорию названных объектов до входных дверей территориально обособленных объектов организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с данным постановлением Правительства Республики Коми № 135-РЗ, администрацией городского поселения «Емва» было принято постановление от 17 марта 2010 года № 20, которым установлено минимальное расстояние прилегающих территорий в г. Емва не менее 75 метров (л.д. 13-14).
Данные постановления имели значение на момент возбуждения дела об административном правонарушении.
Однако, на момент рассмотрения постановления по делу мировым судьей, постановление Правительства Республики Коми от 04 октября 2007 года № 225 «О Порядке определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности на территории Республики Коми» было признано утратившим силу с 11 октября 2011 года, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Республики Коми от 11 октября 2011 года № 455.
Таким образом, на момент рассмотрения постановления по делу об административном правонарушении, не существовало нормативного акта, устанавливающего порядок определения прилегающих территорий.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Следовательно, постановление администрации городского поселения «Емва» устанавливающее расстояние прилегающих территорий, не имеет значения, так как при отсутствии Порядка, отсутствует законный способ его правоприменения, поскольку порядок прилегающих территорий может определяться не только расстояниями и по пешеходным зонам, но и другими способами.
Доводы представителей юридического лица, что состав инкриминируемого правонарушения отсутствует также по основанию, что им была в установленном порядке выдана лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции, неосновательны.
В связи с изменением законодательства в области продажи алкогольной продукции, данная продажа должна соответствовать новым требованиям, при этом, факт выдачи лицензии, выданной до данных изменений, не имеет юридического значения.
На основании изложенного, суд находит, что постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» по ст. 14.16 ч. 3 КоАП РФ подлежит прекращению, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а именно, объективной стороны.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
Р Е Ш И Л:
Жалобу ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» удовлетворить.
Постановление мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 20 октября 2011 года о привлечении ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» к административной ответственности по ст. 14.16 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.
Производство по дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.16 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Фирменные магазины «Сыктывкарского ликеро-водочного завода» прекратить, за отсутствием состава правонарушения.
Решение в порядке ст. 30.9 КоАП РФ обжалованию не подлежит.
Судья И.В. Захваткин