О нарушении требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами РФ



Дело № 5- 36/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 мая 2011г. г. Емва, Республика Коми

Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Черникова О.В., при секретаре Латыповой А.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица- Государственного учреждения Республики Коми «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних»,

установил:

Государственным инспектором Княжпогостского района по пожарному надзору на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности Княжпогостского района от 31 марта 2011г. № 44 проведена плановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в помещениях, занимаемых ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (далее-Центр), расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами в Российской Федерации, а именно:

1) в общем коридоре между медицинским кабинетом и тренажёрным залом, являющимся путями эвакуации, установлена ванна, чем нарушен п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», приложение к приказу №313 от 18.06.2003г., зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003г. за №4838;

2) нарушение п. 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», на путях эвакуации на полу общего коридора между медицинским кабинетом и тренажёрным залом установлен пандус с уклоном 1:5 вместо необходимых 1:6 и менее, чем нарушен п.3 ППБ 01-03:

3)в нарушение п.6.27 СНиП 21-01-97*, ширина трёх проёмов в общем коридоре между медицинским кабинетом и тренажёрным залом составляют соответственно 0,9 м., 0,9 м. и 0,84 м. вместо необходимых 1,2 м., чем п.3 ППБ 01-03;

4) в нарушение п.6.27 СНиП 21-01-97*, ширина проёма в общем коридоре между медицинским кабинетом и изолятором составляет 0,86 м. вместо необходимых 1,2 м., чем нарушен п. 3 ППБ 01.03;

5) в нарушение п.6.27 СНиП 21-01-97*, ширина проёма в общем коридоре, расположенный напротив изолятора составляет 0,84м. вместо необходимых 1,2 м., чем нарушен п. 3 ППБ 01-03;

6) в нарушение п.6.27 СНиП 21-01-97*, ширина проёмов в общем коридоре, расположенные вправо от главного входа, следующие - четыре проёма шириной 0, 78 м. и один проём шириной 0,9 м. вместо необходимых 1,2 м., чем нарушен п.3 ППБ 01-03;

7) в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97*, ширина проёмов эвакуационных выходов, ведущих в направлении основного эвакуационного выхода составляют 0,78 м. вместо необходимых 1,2 м., чем нарушен п. 3 ППБ 01-03;

8) в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97*, ширина проёмов всех эвакуационных выходов, ведущих непосредственно на улицу или в подъезд дома, составляют 0,8 м. вместо необходимых 1,2м., чем нарушен п.3 ППБ 01-03;

9) в общих коридорах, являющимися путями эвакуации, и на путях эвакуации в направлении основного эвакуационного выхода, для покрытия пола применено напольное покрытие с более высокой пожарной опасностью, чем требуется нормативными документам (нарушены ст. 134, Таблица 3 и 28 Приложения Федерального закона № 123-ФЗ от 28.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

По факту выявленных 14 апреля 2011г. нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, государственным инспектором Княжпогостского района по пожарному надзору в присутствии законного представителя юридического лица 15 апреля 2011г. составлен протокол об административном правонарушении № 63.

Полномочия данного должностного лица на составление протокола об административном правонарушении основаны на положениях части 1 статьи 28.3, статьи 23.34 КоАП РФ.

Государственный инспектор Княжпогостского района по пожарному надзору Кирушев С.Д. в судебном заседании исключил из состава вмененных нарушений юридическому лицу - пункт 9.

Законный представитель ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» Пугачева Т.И. вину юридического лица не признала, пояснила, что помещения, занимаемые Центром с 1996г., находятся в собственности Республики Коми, переданы Центру в оперативное управление. Центр является некоммерческим учреждением, финансируется из республиканского бюджета, своих собственных средств не имеется, предпринимательской и иной деятельностью приносящей доход не занимается. Помещения размещены в четырех квартирах, считает, что увеличение эвакуационных путей и выхода невозможно из-за стеновых бетонных панелей дома.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив их, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица - ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, нежилые помещения с № 1 по 37, общей площадью <данные изъяты>, находящиеся на первом этаже жилого дома по адресу: <адрес>, находятся в собственности Республики Коми. На основании решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 28.12.2007г. № 870 эти помещения переданы в оперативное управление ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних».

Из Устава ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» следует, что Центр является: некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Учредителем ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» является Агентство Республики Коми по социальному развитию, финансирование деятельности Центра осуществляется из средств республиканского бюджета. Центр несет ответственность за эффективное использование закрепленного за ним имущество в соответствии с его назначением, обеспечивает сохранность имущества, осуществляет текущий и капитальный ремонт за счет бюджетных средств и дополнительных ассигнований ( пункт 3.6, 4.4.Устава).

Из изложенного следует, что ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» не является собственником занимаемых им помещений, а является его владельцем на основании решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления. Договор оперативного управления государственным имуществом между Агентством Республики Коми по управлению имуществом и Центром не заключался.

Ни Устав ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних», ни решение Агентства Республики Коми по управлению имуществом о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления не содержат полномочий Центра по поддержанию имущества в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность. Кроме того, у Центра отсутствуют собственные средства, необходимые для поддержания занимаемых им помещений в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность. В пункте 3.10 Устава указано, что контроль за сохранностью и использованием имущества по назначению осуществляет Агентство Республики Коми по управлению имуществом.

Нарушения, указанные в протоколе, выявлены впервые, учитывая при этом что помещения используются Центром с 1996г. после проведения переустройства и перепланировки четырех квартир жилого дома. Устранение выявленных нарушений сопряжено с проведением реконструкции эвакуационных путей и выходов, проведение которой необходимо согласовать с собственником помещений и органом строительного надзора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у ГУ РК «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку оно ни собственником помещений, ни учредителем не уполномочено поддерживать данные помещения в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность, и не обладает собственными средствами, необходимыми для поддержания занимаемых им помещений в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ- в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденном по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ от административных правонарушениях в отношении юридического лица- Государственного учреждения Республики Коми «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних».

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова