о признании права на получение компенсаций и льгот



Дело № 425/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего - судьи Сидорова Р.Н.,

истца Карпенко Т.Е.,

представителя ответчика - ГБУ - «Отдел социальной защиты населения г. Клинцы» по доверенности Дерниковой О.Е.,

представителя третьего лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе города Клинцы Брянской области по доверенности Гончаровой О.А.,

при секретаре Науменко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко Т.Е. к ГБУ - «Отдел социальной защиты населения <адрес>» <адрес> о признании права на получение компенсаций и льгот, установленных ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в полном объеме,

установил:

Карпенко Т.Е. обратилась в суд с иском, указывая, что она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает <адрес>, данная территория относится к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ она является пенсионером по старости. В настоящее время работает по договору подряда в Клинцовском отделении сберегательного банка №. Никаких ежемесячных выплат за работу в зоне с правом на отселение не производят, так как она не является работником Сбербанка и, согласно смысла ст. 56 Трудового кодекса РФ, не заключала со Сбербанком трудовой договор, а работает по гражданско-правовому договору. С ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в городском округе <адрес> прекратил ей выплату пенсии в повышенном размере как неработающему пенсионеру. При обращении в ГБУ «ОСЗН <адрес>» для назначения ежемесячной денежной компенсации как работающему ей тоже отказали. Считает их действия не законными, так как проживает и работает в зоне проживания с правом на отселение с момента аварии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В связи с чем, истица просит суд признать за ней право на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки, как постоянно проживающей (работающей) на территории зоны проживания с правом на отселение, установленных ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Представитель ответчика Дерникова О.Е. заявленные требования не признала и пояснила, что согласно п.3 ст. 18 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с правом на отселение, гарантируется ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, регулируемые Трудовым Кодексом РФ, т.к. именно данным Кодексом определено понятие «работник» как одна из сторон трудового договора (ст.56 ТКРФ).

Представитель третьего лица Гончарова О.А. пояснила, что согласно п.4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливается ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсии неработающим пенсионерам.

Согласно ст.236 Налогового Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ 3117-ФЗ объектом налогообложения для единого социального налога для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (например, договор подряда или договор возмездного оказания услуг), а также по авторским договорам. Несмотря на то, что данные виды договоров являются гражданско-правовыми и не регулируются трудовым законодательством, их предметом является выполнение работ либо оказание услуг, что позволяет классифицировать правоотношения между сторонами по данным видам договоров как правоотношения, сходные с трудовыми, по причине чего на данные правоотношения должно в полной мере распространяться законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании (ст.6 Федерального Закона №167-ФЗ).

Таким образом, с сумм, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с этим период работы по указанным договорам засчитывается в трудовой стаж, оплата труда - в заработок для исчисления размера пенсии, а страховые взносы учитываются при перерасчете страховой части трудовой пенсии как работающему пенсионеру. В данном случае организация (банк), заключившая договор подряда с Карпенко Т.Е., выступающим в качестве непосредственного исполнителя работ, должна начислять для уплаты в Пенсионный фонд страховые взносы на суммы, выплаченные ему в качестве оплаты труда, что она собственно и делает. Это дает право пенсионеру на прибавку пенсии, т.е. перерасчет страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.3 ст. 17 от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № 173-ФЗ.

Карпенко Т.Е., выполняет работу лично по уборке помещений и территории, с регулярной выплатой зарплаты, подчиняясь определенному графику работы и правилам внутреннего распорядка на протяжении определенного периода времени. Данные услуги истица оказывает банку на основании договоров подряда заключаемых Карпенко Т.Е. с банком ежемесячно. Указанные обстоятельства подтверждается копиями представленных истицей договоров подряда и объяснением истицы о том, что данные договора заключаются ежемесячно. На этом основании Карпенко Т.Е. нельзя отнести к категории неработающих пенсионеров и правовых оснований у Управления для выплаты ежемесячной денежной выплаты в повышенном размере пенсии Карпенко Т.Е., как неработающей пенсионерке отсутствуют.

Частью 2 ст.2 Гражданского кодекса РФ установлено, что «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Карпенко Т.Е. не зарегистрирована в установленном порядке в качестве предпринимателя.

Однако, ч.4 ст.23 ГК РФ установлено: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи (не зарегистрированный в установленном законом порядке), не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Таким образом, выплата пенсии в повышенном размере гражданке Карпенко Т.Е. должна производиться органами социальной защиты населения как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение гарантируется:

п.3 - ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы:

с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 200 рублей;

со ДД.ММ.ГГГГ - в размере 50 рублей;

п.4 - ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания:

с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 277 рублей 98 копеек;

со ДД.ММ.ГГГГ - в размере 92 рублей 66 копеек.

В судебном заседании установлено, что Карпенко Т.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости согласно ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», работает по договору подряда в Клинцовском отделении сберегательного банка № и с ДД.ММ.ГГГГ не получает мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ни как работающее лицо, ни как неработающий пенсионер.

Согласно договоров подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Клинцовским отделением сберегательного банка № и Карпенко Т.Е., истица обязана производить уборку помещений 1 этажа Клинцовского отделения сберегательного банка № и части 2 этажа согласно графика, в т.ч. и клиентского зала и проход к нему 2 раза в день, зоны самообслуживания 2 раза в день, дворовой территории 1 раз в день, фасадной территории 2 раза в день. Ежемесячно Карпенко Т.Е. предусмотрена выплата стоимости работ по договору подряда в сумме 5430 рублей 72 копейки.

Таким образом, хотя отношения между Карпенко Т.Е. и Клинцовским отделением сберегательного банка № носят гражданско-правовой характер, договор является возмездным.

При таких обстоятельствах, суд считает, что граждане, которые трудятся на территории зоны радиационного загрязнения, оформляя при этом возмездные договора гражданско-правового характера не могут быть признаны неработающими гражданами. Исходя из вышеизложенного и учитывая, что из выплаты стоимости работ, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является оказание услуг или выполнение работ, начисляются страховые взносы в пенсионный фонд РФ, на такого рода правоотношения распространяются положения п.3 ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Государственным органом, производящим выплаты, указанные в п.3. ст.18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», является ГБУ «ОСЗН <адрес>», а следовательно, и выплату ежемесячной денежной компенсации за работу в зоне проживания с правом на отселение следует производить ГБУ «ОСЗН <адрес>».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Карпенко Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки, установленных ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГБУ «Отдел социальной защиты населения <адрес>» <адрес> предоставлять Карпенко Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсации и льготы, установленных п.3 ст. 18 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ.

Выплату компенсации производить до окончания договора подряда.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда, с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий судья: Сидоров Р.Н.