Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Бондаренко Е.В.,
с участием помощника прокурора г. Клинцы - Язвенко Е.Е.,
представителя ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершова Р.Л.,
представителя Клинцовского городского совета - Смоляк С.С.,
представителя МУП « Коммунальщик» - Никитиной О.А.,
представителя третьего лица ГИБДД - Дорошенко Е.Ф.,
представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> - Котенка А.П.,
при секретаре - Науменко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Клинцовской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Клинцовской городской администрации и МУП « Коммунальщик»о понуждению к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что комплексной проверкой дорожной сети установлено отсутствие отвечающего требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного освещения уличной дорожной сети, проходящей по <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий), расположенной в границах городского округа.
Актом комплексной проверки наружного освещения <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость монтажа линии электропередач с установкой светильников.
Бездействие Клинцовской городской администрации по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по обеспечению организации уличного освещения, являющегося составной частью комплекса мер обеспечения безопасности дорожного движения, является противоправным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 5, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного назначения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность 1редставляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 4 статьи 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований Аналогичное положение содержится в ч//ст.34 Федерального закона от 08.! 1.2007 N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (пункт 1 статьи 22 Закона "О безопасности дорожного движения"). Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Указанным стандартом предусмотрены требования к наружному освещению (пункт 4.6.). Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1.). Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3.).
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях -менее 50 ед./ч. (п.4.6.4.). Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5.).
Пунктом п.2.5.СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. В силу пунктов 7.28, 7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» уровень средней горизонтальной освещенности проезжей части улиц сельского поселения должен составлять не менее 4 лк. Таким образом, опоры наружного освещения, расположенные вдоль дорог относятся к инженерным дорожным сооружениям, а отсутствие надлежащего состояния наружного освещения дорог является одной из основных помех безопасному движению на дорогах (особенно в ночное время), и не столько со стороны автомобильного транспорта, сколько при появлении пешеходов, а также крупных животных и иных препятствий, привнесенных на дороги извне. Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (статьи 125 ГК РФ).
Клинцовская городская администрация <адрес> в соответствии с п.3. ч.1 ст.24.,ч.1. ст.41, п. 4.12.5. ст. 84 Устава городского округа «город <адрес>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, юридическим лицом. В соответствии с п.п.5., 24. ч.1. ст.9. Устава к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Пунктом
2 ч. 1. ст. 42. Устава к полномочиям городской администрации отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и законами <адрес>.
Из вышеизложенного следует, что осуществление дорожной деятельности по обеспечению соответствия требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного уличного освещения улично-дорожной сети в <адрес> является обязанностью Клинцовской городской администрации.
Согласно п.1 ст.21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от 30.12,2008) "О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта муниципального образования (п. 1 ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ).
Согласно п.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В связи с чем, прокурор <адрес> просит обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> и МУП «Коммунальщик» осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий и обеспечить соответствие наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий), требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения в части монтажа линии электропередач с установкой светильников.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Язвенко Е.Е. уточнил заявленные требования и просил суд обязать Клинцовский городской Совет включить в бюджет города расходы о выделении денежных средств на осуществление комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий для обеспечения соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий), а так же при выделении денег на указанные средства Клинцовской городской администрации организовать мероприятия по размещению муниципального заказа на производство работ по освещению на <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий) до ДД.ММ.ГГГГ. От исковых требований, предъявленных к МУП «Коммунальщик» - отказывается.
Представитель ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершов Р.Л. в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора признает. Указывает, что средства на указанные цели городским советом заложены в бюджет города на 2012 год. При поступлении средств Клинцовской городской администрацией будут организованы мероприятия по размещению муниципального заказа на производство указанных работ.
Представитель городского совета Смоляк С.С. в судебном заседании исковые требования прокурора признал и пояснил, что средства на указанные цели городским советом заложены в бюджет города на 2012 год, это действительно необходимое мероприятие, которое нужно выполнить.
Представитель МУП « Коммунальщик» Никитина О.А. в судебном заседании пояснила, что при на них не может быть действительно возложена обязанность по проведению работ по освещению, так как эти работы должны выполнены быть именно той организацией, которая получит тендер на выполнение заказа.
Представитель ГИБДД Дорошенко Е.Ф. просил удовлетворить в полном объеме требования, заявленные прокурором <адрес>, возложив обязанность на Клинцовский Городской Совет - заложить в бюджет денежные средства и на администрацию <адрес>, так как освещение должно быть на автомобильных дорогах.
Представитель Управления Федерального казначейства по <адрес> Котенок А.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
Согласно акта проверки наружного освещения улиц и автодорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что <адрес> - на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий, отсутствует уличное освещение, что не соответствует СНИП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствие освещения улиц и автодорог в <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий), является одной из основных помех безопасному движению на дорогах, что может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта.
Исходя из вышеизложенного, суд находит требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Клинцовской городской администрации и Клинцовскому городскому Совету о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать Клинцовский городской Совет включить в бюджет города расходы о выделении денежных средств на осуществление комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий для обеспечения соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий).
Обязать Клинцовскую городскую администрацию при выделении денег на указанные средства организовать мероприятия по размещению муниципального заказа на производство работ по освещению <адрес> (на участке от <адрес> до завода железобетонных изделий) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Судья Клинцовского горсуда
<адрес> Е.В. Бондаренко