Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Бондаренко Е.В.,
с участием представителя заявителя Антоненко А.И. - Антоненко В.С. ( доверенность от 17 марта 2011 года ),
представителя ответчика -Клинцовской городской администрации - Ершова Р.Л.,
при секретаре - Галушко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко А.И. к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Антоненко А.И. обратилась в суд с заявлением к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязанности постановки на очередь нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Антоненко В.С. поддержал требования заявительницы к Клинцовской городской администрации о постановке на очередь, об обязанности постановки на очередь с момента подачи заявления. В обоснование требований указывает, что заявительница по делу - его мать. Она является вдовой участника Великой отечественной войны. Поясняет, что мать проживает в домовладении по адресу: <адрес>, которое принадлежит ему на праве собственности. Указывает, что он (Антоненко В.С.) в данном доме не проживает, а живет со своей семьей в однокомнатной квартире по <адрес>, в связи с чем, общего хозяйства со своей матерью не ведет, мать не является членом его семьи. Также поясняет, что кроме матери в вышеуказанном доме проживает его (Антоненко В.С.) дочка со своим сыном. Однако, у матери в доме имеется отдельная комната, в которой есть своя стиральная машина, собственный холодильник, где она хранит свои продукты, также у нее своя посуда для приготовления и употребления пищи, ею оплачивается ровно 1/3 стоимости коммунальных платежей, общих денежных средств с проживающей вместе с ней ФИО3 не имеется. Поясняет, что жилую комнату истице выделил для проживания, поскольку у нее не имелось никакого своего жилья. Указывает, что за Антоненко А.И. за деньги ухаживает ФИО4, которая стирает, готовит еду, закупает продукты. Указывает, что в настоящее время у него возникла необходимость в продаже дома, даже имеется покупатель на дом, но сделать этого не может, в силу того, что Антоненко А.И. будет негде жить.
В судебном заседании представитель ответчика -Клинцовской городской администрации - Ершов Р.Л. пояснил, что действительно на заседании жилищной комиссии Антоненко А.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она проживает вместе со своей внучкой и правнуком в доме общей площадью 69,2 кв.м, принадлежащем ее сыну на праве собственности. Указывает, что решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях менее 14 кв.м. на одного человека. В связи с чем, Антоненко А.И. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социальногонайма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы) было отказано в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что приходится Антоненко А.И. внучкой и проживает с ней в одном доме по адресу: <адрес>. Указывает, что, несмотря на то, что проживает с бабушкой в одном доме, общей семьи у них нет. У бабушки выделена для проживания отдельная комната в доме. Поясняет, что с Антоненко А.И. у них нет общих вещей: стиральная машина, холодильник, телевизор у нее свои; своя кухонная утварь и посуда; продукты также свои. Указывает, что бабушка не желала, чтобы Антоненко В.С. либо она (ФИО3) ухаживали за ней, поэтому Антоненко А.И. готовит пищу, стирает, убирает, покупает продукты и лекарства ФИО4 Также поясняет, что на оплату коммунальных платежей они складываются деньгами с бабушкой, котораявыделяет 1/3 от всей суммы платежа, затем деньги отдают Антоненко В.С.. Указывает, что не знает, размера пенсии у заявительницы и они не ведут общего хозяйства с бабушкой, у них разные бюджеты, так же с ее отцом ее бабушка та же не ведет совместного хозяйства.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что много лет ухаживает за Антоненко А.И., поскольку последняя не пожелала, чтобы за ней ухаживал кто-либо из родственников, может сказать, что между Антоненко А.И. и родственниками не очень хорошие отношения. Указывает, что почти каждый день приходит к Антоненко А.И. для того, чтобы купить продукты или лекарства, постирать, приготовить еду, убрать в комнате, она даже оформлена в Пенсионном фонде, как получатель выплату по уходу за Антоненко А.И. Поясняет, что у Антоненко А.И. имеется свой телевизор и холодильник, стиральная машина тоже своя, своей пенсией распоряжается самостоятельно, никакого общего хозяйства ни с сыном, ни с внучкой не ведет.
В судебном заседании свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что приходится подругой заявительнице и знает ее на протяжении длительного времени. Поясняет, что у Антоненко А.И. не сложились отношения ни с ее невесткой (женой сына), ни с внучкой, поэтому она не желала, чтобы они оказывали какую-либо ей помощь либо осуществляли уход за ней. В связи с чем, за Антоненко А.И. ухаживает за деньги ФИО4 Поясняет, что Антоненко А.И. самостоятельно распоряжается своей пенсией, все предметы быта у нее также свои. Также указывает, что Антоненко А.И. изъявляла желание проживать отдельно от родственников, так как жаловалась ей что в доме шумно и ей уже тяжело жить с родственниками.
Суд, выслушав стороны по делу, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» об обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем предусмотрено:
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ)
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ)
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>; (пп. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ)
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. (пп. 3 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ)
3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (п. 3.1 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ)
Как следует из представленных документов и установлено в судебном заседании, Антоненко А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии В №, выданным ГУ ОСЗН <адрес>06.04.2010 года и соответственно имеет право на предоставление мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренных ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Антоненко А.И. обратилась с заявлением в Администрацию <адрес>, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с отсутствием у нее жилого помещения по договору социального найма либо на праве собственности.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии Клинцовской городской администрации, Антоненко А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма по п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и п. 1 ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Из справки ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что у Антоненко А.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится.
Из справки Клинцовского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии видно по <адрес>, видно, что у Антоненко А.И. на ноябрь 1999 года не имела на территории <адрес> и <адрес> земельных участков на праве собственности.
Из справки Комитета по управлению имуществом <адрес> следует, что Антоненко А.И. земельные участки на территории <адрес> с 2001 года для индивидуального строительства не предоставлялись.
Из свидетельства о государственной регистрации права видно, что жилой дом общей площадью 69,2 кв. м. с хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Антоненко В.С.
Из справки ГУ УПФ <адрес> усматривается, что ФИО4 является получателем компенсационной выплаты по уходу за Антоненко А.И.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В судебном заседании установлено и из материалов дела усматривается, что у заявительницы Антоненко А.И. не имеется жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. Кроме того, суд приходит к выводу, что Антоненко А.И. не является членом семьи собственника жилого помещения, ни членом семьи, проживающей совместно с ней в одном доме ФИО3 (внучки), так как это подтверждается показаниями свидетелей и справкой ГУ УПФ <адрес>.
Также установлено, что Антоненко А.И., зарегистрирована и проживает в доме, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Антоненко В.С., которому она приходится матерью. Однако, как установлено в судебном заседании, мать Антоненко А.И. с сыном Антоненко В.С. совместного не проживают и общего хозяйства не ведут: у них нет в пользовании совместного имущества, они не несут общих расходов, не ведут совместного бюджета. Таким образом, Антоненко А.И. не может быть признана членом семьи собственника жилого помещения, то есть членом семьи Антоненко А.И.
Доводы ответчика о том, что Антоненко А.И. не может быть поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы), суд находит несостоятельными, поскольку истица обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет по основанию, что она (Антоненко А.И.) нуждается в жилом помещении, так как своего жилья в собственности не имеет и не является членом семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Антоненко А.И., являясь вдовой участника ВОВ, не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, а также не является членом семьи собственника жилого помещения, т.е. членом семьи Антоненко В.С.
Исходя из вышеизложенного, суд исследовав все доказательства в совокупности, приходит к выводу, что требования Антоненко А.И. о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязанности постановки ее на очередь законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Антоненко А.И. о признании решения жилищной комиссии Клинцовской городской администрации об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным и об обязанности принятия в очередь нуждающихся в жилых помещениях - удовлетворить.
Решение жилищной комиссии Клинцовской городской администрации ДД.ММ.ГГГГ об отказе Антоненко А.И. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях признать незаконным.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> принять Антоненко А.И. в очередь нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи ею заявления.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский горсуд.
Судья Клинцовского горсуда
<адрес> Бондаренко Е.В.