Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Мироненко С.И.,
с участием представителя заявителя Нелюбиной З.И. - Нелюбиной Н.В. ( доверенность 32 АБ №0133419 от 18 февраля 2011 года ),
представителя ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершова Р.Л.,
при секретаре - Шкред Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нелюбиной З.И. к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Нелюбиной З.И. обратилась в суд с заявлением к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязанности постановки на очередь нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Нелюбина Н.В. поддержал требования заявительницы к Клинцовской городской администрации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязанности постановки на очередь с момента подачи заявления. В обоснование требований указывает, что заявительница по делу - мать ее супруга. Она является вдовой участника Великой отечественной войны. Поясняет, что, Нелюбиной З.И. проживает в домовладении по адресу: <адрес>, которое принадлежит сыну истицы на праве собственности. Указывает, что Нелюбиной З.И. в данном доме проживает не постоянно, а очень часто проживает в <адрес> у своей сестры, так как в вышеуказанном доме не имеется санитарно-бытовых условий для проживания пожилого и больного человека (отсутствует горячее и холодное водоснабжение, канализация). Также указывает, что общего хозяйства ни собственник дома ФИО5, ни она (Нелюбина Н.В.) с истицей не ведут, мать ее мужа не является членом их семьи. Указывает, что у Нелюбиной З.И. в доме имеется отдельная комната, в которой есть собственный холодильник, где она хранит свои продукты, также у нее своя посуда для приготовления и употребления пищи, ею оплачивается ровно 1/3 стоимости коммунальных платежей, общих денежных средств с их семьей не имеется. Поясняет, что жилую комнату истице выделили для проживания, поскольку у нее не имелось никакого своего жилья. Поясняет, что заявительница перенесла операцию и после нее ей нужны хорошие бытовые условия, так как нельзя поднимать тяжесть, а поскольку нет воды, то она вынуждена принести воду в дом, нет санузла в доме, туалет находится на территории двора на расстоянии примерно метров 30 от дома. Все это факты говорят о том, что заявитель нуждается в получении благоустроенного жилья и имеет на это право.
В судебном заседании представитель ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершов Р.Л. пояснил, что действительно на заседании жилищной комиссии Нелюбиной З.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она проживает вместе со своим сыном и невесткой в доме общей площадью 62,2 кв.м, принадлежащем ее сыну на праве собственности. Указывает, что решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> установлена учетная норма общей площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях менее 14 кв.м. на одного человека. В связи с чем, Нелюбиной З.И.на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы) было отказано в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Действительно, уполномоченной организаций, составлен акт о состоянии жилищно- бытовых условий заявителя и было установлено, что Нелюбиной З.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
Суд, выслушав стороны по делу, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» об обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем предусмотрено:
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ)
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ)
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц <адрес>; (пп. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ)
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий. (п.п. 3 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 153-ФЗ)
3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (п. 3.1 введен Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ).
Как следует из представленных документов и установлено в судебном заседании, Нелюбиной З.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии В №, выданным ГУ ОСЗН <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и соответственно имеет право на предоставление мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренных ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям
В судебном заседании установлено, что Нелюбиной З.И. обратилась с заявлением в администрацию <адрес>, в котором просила принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с отсутствием у нее жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, Нелюбиной З.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма по п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) и п. 1 ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).
Из справки ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что у Нелюбиной З.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится.
Из справки Клинцовского филиала ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что у Нелюбиной З.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится. Отчуждения жилых помещений с 2005 года по настоящее время не производилось.
Из справки Клинцовского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии видно по <адрес>, видно, что у Нелюбиной З.И. на ноябрь 1999 года не имела на территории <адрес> и <адрес> земельных участков на праве собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права видно, что жилой дом общей площадью 62,2 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО5
Из справки ГУ Витемлянской сельской администрации <адрес> усматривается, что действительно гр-ка Нелюбиной З.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает без регистрации на территории Витемлянского сельского поселения по адресу: <адрес> <адрес> с января 2010 года по настоящее время у гр. ФИО7
Из акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Нелюбиной З.И. нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно справки Погарской центральной районной больницы от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Нелюбиной З.И. проходила оперативное лечение у хирурга, после операции показано ограничение физической нагрузки.
В судебном заседании установлено и из материалов дела усматривается, что у заявительницы Нелюбиной З.И. не имеется жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. Кроме того, суд приходит к выводу, что Нелюбиной З.И. не является членом семьи собственника жилого помещения.
Также установлено, что Нелюбиной З.И., зарегистрирована и проживает в доме, расположенному по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО5, которому она приходится матерью. Однако, как установлено в судебном заседании, мать Нелюбиной З.И. с сыном ФИО5 совместного с 2010 года не проживают и общего хозяйства не ведут: у них нет в пользовании совместного имущества, они не несут общих расходов, не ведут совместного бюджета. Таким образом, Нелюбиной З.И. не может быть признана членом семьи собственника жилого помещения, то есть членом семьи ФИО5
Доводы ответчика о том, что Нелюбиной З.И. не может быть поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 51 ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы), суд находит несостоятельными, поскольку истица обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет по основанию, что она (Нелюбиной З.И.) нуждается в жилом помещении, так как своего жилья в собственности не имеет и не является членом семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Нелюбиной З.И., являясь вдовой участника ВОВ, не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, а также не является членом семьи собственника жилого помещения, т.е. членом семьи ФИО5
Кроме того, в судебном заседании установлено, что заявитель нуждается в улучшении жилищных условий, что подтверждено актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, суд исследовав все доказательства в совокупности, приходит к выводу, что требования Нелюбиной З.И.о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязанности постановки ее на очередь законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Нелюбиной З.И. о признании решения жилищной комиссии Клинцовской городской администрации об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным и об обязанности принятия в очередь нуждающихся в жилых помещениях - удовлетворить.
Решение жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Нелюбиной З.И. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях признать незаконным.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию принять Нелюбиной З.И. в очередь нуждающихся в жилых помещениях с момента ее обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский горсуд.
Судья Клинцовского горсуда
<адрес> Мироненко С.И.