о понуждении к совершению действий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Клинцы 04 апреля 2011 года

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

при секретаре Литвиновой Л.Н.,

с участием истца - помощника прокурора г.Клинцы Лугового А.И.,

ответчиков - представителя Клинцовской городской администрации Ершова Р.Л.,

представителей МУП «Коммунальщик» Никитиной О.А, Сычева В.А.,

третьего лица - представителя ГИБДД ОВД по <адрес> и Клинцовскому муниципальному району Дорошенко Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> Козлова А.С., в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Клинцовской городской администрации <адрес>, к МУП «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий (обеспечение соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>),

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес>, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в Клинцовский городской суд с иском к ответчику, в котором просит суд обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> и МУП «Коммунальщик» осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий и обеспечить соответствие наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, проходящей по <адрес> (на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до кладбища <адрес> и на участке от памятника «Танк» до перекрестка автодороги на <адрес>) и Калинина (на участке автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Клинцы от <адрес> до <адрес>)), требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения в части: установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти»); монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти» до кладбища <адрес>); установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от памятника «Танк по <адрес> и до перекрестка автомобильной дороги на <адрес>); установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Клинцы от <адрес> до <адрес>).

Прокурор <адрес> мотивирует свои требования тем, что комплексной проверкой дорожной сети установлено отсутствие отвечающего требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного освещения уличной дорожной сети, проходящей по <адрес> (на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до кладбища <адрес> и на участке от памятника «Танк» до перекрестка автодороги на <адрес>) и Калинина (на участке автомобильной дороги Брянск-Новозыбков» - Клинцы от <адрес> до <адрес>)) расположенным в границах городского округа. Актом комплексной проверки наружного освещения улиц Скачковской и Калинина <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена необходимость установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти»); необходимость монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти» до кладбища <адрес>); необходимость установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке от памятника «Танк по <адрес> и до перекрестка автомобильной дороги на <адрес>); необходимость установки опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников (на участке автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Клинцы от <адрес> до <адрес>). По мнению прокурора <адрес>, бездействие Клинцовской городской администрации по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по обеспечению организации уличного освещения, являющегося составной частью комплекса мер обеспечения безопасности дорожного движения, является противоправным, в соответствии с действующим законодательством; поскольку осуществление дорожной деятельности по обеспечению соответствия требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного уличного освещения улично-дорожной сети в <адрес> является обязанностью Клинцовской городской администрации.

Прокурор <адрес> также указывает, что отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно-транспортных происшествий; поэтому неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточнил заявленные исковые требования, указав, что поскольку на момент рассмотрения дела в суде ответчиком осуществлено наружное уличное освещение по <адрес> на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до кладбища <адрес>, то в данной части требований он отказывается, в остальной части требований просит суд удовлетворить.

Ответчик - представитель Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признал и пояснил, что администрацией произведено финансирование заявленных прокурором требований.

Представитель МУП «Коммунальщик» Сычев В.А., вызванный в судебное заседание в качестве ответчика, исковые требования прокурора <адрес> признал и пояснил, что финансирование частично произведено. В настоящее время подрядчиком выполнены работы на участках: от въезда на АЗС «СЭМ» до бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти»; от бывшего магазина агропромснаба «Автозапчасти» до кладбища <адрес>. Уличное освещение находится в рабочем состоянии. Оставшаяся часть работ подрядчиком будет выполнена в ближайшие два месяца.

Третье лицо - представитель ГИБДД ОВД по <адрес> и Клинцовскому муниципальному району Дорошенко Е.Ф. в судебном заседании пояснил, что действительно часть работ на данный момент ответчиком выполнена.

Суд, выслушав доводы и мнения участников процесса, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 5, 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Пунктом 6 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).

Согласно пункту 4 статьи 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (пункт 1 статьи 22 Закона «О безопасности дорожного движения»).

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р. 50597-93 (ГОСТ Р. 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Указанным стандартом предусмотрены требования к наружному освещению (пункт 4.6.). Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п.4.6.1.). Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п.4.6.3.). Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п.4.6.4.). Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5.).

Пунктом п.2.5.СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов.

В силу пунктов 7.28, 7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» уровень средней горизонтальной освещенности проезжей части улиц сельского поселения должен составлять не менее 4 лк.

Таким образом, опоры наружного освещения, расположенные вдоль дорог относятся к инженерным дорожным сооружениям, а отсутствие надлежащего состояния наружного освещения дорог является одной из основных помех безопасному движению на дорогах (особенно в ночное время), и не столько со стороны автомобильного транспорта, сколько при появлении пешеходов, а также крупных животных и иных препятствий, привнесенных на дороги извне.

Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (статьи 125 ГК РФ).

Клинцовская городская администрация <адрес> в соответствии с п.3. ч.1. ст.24., ч.1. ст.41., п. 4.12.5. ст. 84. Устава городского округа «город <адрес>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, юридическим лицом. В соответствии с п.п.5., 24. ч.1. ст.9. Устава к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Пунктом 2. ч. 1. ст. 42. Устава к полномочиям городской администрации отнесено исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и законами <адрес>.

Суд согласен с доводами истца о том, что осуществление дорожной деятельности по обеспечению соответствия требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения наружного уличного освещения улично-дорожной сети в <адрес> является обязанностью Клинцовской городской администрации.

Согласно п.1 ст.21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Суд также согласен с доводами истца о том, что отсутствие освещения в темное время суток может служить причинами совершения дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта муниципального образования (п.1 ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ).

Согласно Акта проверки наружного освещения улиц и автодорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе заместителя главы администрации Клинцовской городской администрации ФИО8, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД Дорошенко Е.Ф., заместителя начальника МУП «Коммунальщик» Сычева В.А., заместителя начальника Клинцовского ПАТП по БДД Куприенко С.А. было проведено обследование наружного освещения на улице и дорог <адрес>. В ходе проверки установлено: <адрес> - на участке от въезда на АЗС «СЭМ» до кладбища <адрес> и на участке от памятника «Танк» до перекрестка автодороги на <адрес> уличное освещение отсутствует, что не соответствует СНИП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; <адрес> (по автодороге «Брянск-Новозыбков»-Клинцы) - от <адрес> до <адрес> (выезд из <адрес>) уличное освещение отсутствует, что не соответствует СНИП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Комиссия считает, что все выше перечисленные в акте недостатки угрожают безопасности дорожного движения; для приведения в соответствии с требованиями СНИП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» необходимо по <адрес> от въезда на АЗС «СЭМ» до бывшего магазина Агропромснаба «Автозапчасти» провести установку опор и выполнить монтаж линии электропередач с установкой светильников. От магазина «Автозапчасти» до кладбища <адрес> выполнить монтаж линии электропередач с установкой светильников на существующие электроопоры. От памятника «Танк» по <адрес> и до перекрестка автодороги на <адрес> провести установку опор и выполнить монтаж линии электропередач с установкой светильников. От <адрес> и до выезде их города (<адрес>) провести установку опор и выполнить монтаж линии электропередач с установкой светильников.

Из Выписки из реестра муниципальной собственности за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно списка основных средств предприятия - инвентаризация ДД.ММ.ГГГГ, автомобильные дороги значатся за Клинцовской городской администрацией (МО «Город <адрес>»), за № в реестре.

Таким образом, требования прокурора <адрес> законны и обоснованны и подлежат удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора <адрес> Козлова А.С., в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Клинцовской городской администрации <адрес>, к МУП «Коммунальщик» о понуждении к совершению действий обеспечение соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>, удовлетворить.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию осуществить комплекс организационно-правовых и распорядительных мероприятий по обеспечению соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети <адрес>.

Обязать МУП «Коммунальщик осуществить комплекс организационно-технических мероприятий и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

-установку опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников на участке от памятника «Танк по <адрес> и до перекрестка автомобильной дороги на <адрес>;

-установку опор линии электропередач, монтажа линии электропередач с установкой светильников на участке автомобильной дороги «Брянск-Новозыбков» - Клинцы от <адрес> до <адрес>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий судья: Холуева Л.Ф.