Решение о признании незаконными отказа в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года г. Клинцы

    Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Бондаренко Е.В.,

представителя истца Хруцкой Т.П. - Степутина А.Л. (доверенность <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершова Р.Л.,

при секретаре - Галушко Л.Н.,

а также свидетеля - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хруцкой Т.П. к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконными отказа в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

Хруцкая Т.П. обратилась в суд с заявлением к Клинцовской городской администрации Брянской области о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении, об обязании ответчика в принятии на жилищный учет с момента подачи ею заявления. В обоснование своих требований указывает, что является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в <адрес> в <адрес>, не имея в собственности жилого помещения и не занимая его по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Клинцовскую городскую администрацию с письменным заявлением о принятии на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, мотивируя отсутствием в собственности или по договору социального найма жилого помещения, представив при этом соответствующие документы.Решением жилищной комиссии Клинцовской городскойадминистрации, ей было отказано в принятии на жилищный учет со ссылкой на п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ. Отказ жилищной комиссии Клинцовской городской администрации о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях считает незаконным и необоснованным, в связи с чем, просит признать незаконными действия Клинцовской городской администрации района по отказу в принятии на жилищный учет нуждающихся в получении жилых помещений и обязать жилищную комиссию Клинцовской городской администрации принять ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с момента подачи заявления.

В судебном заседании представитель Хруцкой Т.П. - Степутин А.Л. исковые требования поддержал и пояснил, что приходится истице внуком. Указывает, что бабушка (Хруцкая Т.П.) ДД.ММ.ГГГГ продала, принадлежащую ей на праве собственности квартиру Степутину Л.А., который позволил ей проживать в данной квартире некоторое время, пока у него не возникнет острая необходимость в продаже этой квартиры. В настоящее время у Степутина Л.А. возникла необходимость в деньгах, в связи чем, последний собирается продать, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, где проживает Хруцкая Т.П. Указывает, что Степутин Л.А. уже нашел покупателя на вышеуказанную квартиру, получил задаток.

Поясняет, что Хруцкая Т.П. в 2006 году не обращалась в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а обратилась уже после выхода Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что поскольку Хруцкая Т.П. не знала и не могла знать о том, что права ветеранов ВОВ по обеспечению жилым помещением, будут расширены Законом от ДД.ММ.ГГГГ, то и ее действия по продаже квартиры нельзя считать, как искусственное ухудшение жилищных условий.

Также поясняет, что о нарушенном праве Хруцкой Т.П. стало известно в октябре 2010 года, т.е. с момента отказа Клинцовской городской администрацией в постановке на учет в качестве нуждающейся, однако, с ДД.ММ.ГГГГ в течение 2 месяцев Хруцкая Т.П. болела, что подтверждается справкой из ГБУЗ Клинцовской ЦРБ, а поэтому полагает, что ими не пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд.

В судебном заседании представитель ответчика - Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. исковые требования не признал и пояснил, что Хруцкой Т.П. были представлены все документы, требующиеся по закону. Однако, действительно на заседании жилищной комиссии ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Хруцкая Т.П. продала квартиру, расположенную по адресу : <адрес> Степутину Л.А., т.е. в соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 54 ЖК РФ (не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ). Также указывает, что в соответствии со ст. <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -З, граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются на учет в качестве нуждающихся в таких жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Считает, что, поскольку не прошел 5-летний срок со дня продажи квартиры, то Хруцкая Т.П. не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил, что действительно собирается покупать квартиру, расположенную по адресу6 <адрес>, у собственника Степутина Л.А. Указывает, что отдал задаток и теперь ожидает, когда из вышеуказанной квартиры будет выписана Хруцкая Т.П.

Суд, выслушав стороны по делу, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ опринятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях.

В соответствии с ч. 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерацииподоговорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях.Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий при условии постановки на учет и после ДД.ММ.ГГГГ былирасширены и закреплены Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о ветеранах", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов" подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право насоответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Подпунктом 3 пункта 1 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, независимо от их имущественного положения.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.Как установлено подпунктами 1. 2. 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из удостоверения серия В от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Клинцовским городским военным комиссариатом Брянской области, усматривается, что Хруцкая Т.П. является участником ВОВ и имеет право на льготы и преимущества, установленные участников Великой Отечественной войны..

Из справки Клинцовского филиала «Брянскоблтехинвентаризация» усматривается, что за гр-й Хруцкой Т.П. квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится.

Из справки ООО «Жилкомсервис» усматривается, что Хруцкая Т.П. проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из справки УПФ РФ <адрес> видно, что Степаниденко Е.В. назначена компенсационная выплата по уходу за Хруцкой Т.П.

Из справки ГБУЗ Клинцовская ЦРБ видно, что Хруцкая Т.П. обращалась к травматологу ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: ушиб, гемартроз правого коленного сустава, дефартрозы обоих коленных и голеностопных суставов. Наблюдалась амбулаторно на дому в течение 2 месяцев.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилищная комиссия Клинцовской городской администрации пришла к выводу о том, что Хруцкая Т.П. намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку имела в собственности жилое помещение, расположенное о <адрес> в г. Клинцы Брянской области, которое было продано ДД.ММ.ГГГГ Степутину Л.А.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лег со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная правовая норма содержится в статье 5 Закона Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ N 37-3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области".

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу статьи 53 Жилищного кол Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и мест самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилиц условий при условии постановки на учет и после ДД.ММ.ГГГГ, закрепленные Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 были расширены и закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Хруцкая Т.П. является ветераном Великой Отечественной войныи соответственно имеет право на льготы, как ветеран, в том числе и на улучшение жилищных условий.В настоящее время Хруцкая Т.П. проживает в <адрес> в <адрес>, которое принадлежит на праве собственности Степутину Л.А. В судебном заседании установлено, что Хруцкая Т.П. не имеет в собственности или по договору социального найма жилых помещений, не является членом семьи собственника жилого помещения, ею представлены соответствующие документы с заявлением в Клинцовскую городскую администрацию, а поэтому суд полагает, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хруцкой Т.П. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 54 п.п.3 п.1 ЖК РФ - незаконны и требований истицы подлежат удовлетворению. По другим основаниям ответчикне отказывал Хруцкой Т.П. в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ идет ссылка на то, что Хруцкая Т.П. совершила действия, которые привели к ухудшению ее жилищных условий. Однако, на основании всех вышеизложенных фактов в совокупности и по смыслу Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О, суд считает, что Хруцкая Т.П. не совершала умышленных действий, которые бы привели к искусственному ухудшению ее жилищных условий, поскольку продала принадлежащую ей квартиру в 2006 году, а право состоять на очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях у нее возникло только с января 2010 года, на основании Закона РФ № 327-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон о ветеранах».

      Таким образом, суд полагает, что требования Хруцкой Т.П. к Клинцовской городской администрации <адрес> о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении подлежат удовлетворению в полном объеме.

      На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                                   Р Е Ш И Л :

      Исковые требования Хруцкой Т.П. - удовлетворить.

      Признать незаконным действия Клинцовской городской администрации Брянской области по отказу Хруцкой Т.П. в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении.

       Обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области принять Хруцкая Т.П. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи ею заявления.

      Решение может быть обжаловано и принесено представление в 10 дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы или представления через Клинцовский горсуд.

Судья Клинцовского горсуда

Брянской области                                                              Е.В. Бондаренко