Дело №2-833/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июля 2011 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего - судьи Максименко А.И., помощника Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях <адрес> Воропаев А.А., представителя ответчика ФКУ «ИК-6» УФСИН России по <адрес> по доверенности Миленушкина В.А., при секретаре - Клыга О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц-осужденных, находящихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и жителей <адрес> и Клинцовского муниципального района <адрес> к Администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий по сбору и утилизации медицинских отходов и об обязании сбора и утилизации медицинских отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями, установил: Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц-осужденных, находящихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и жителей <адрес> и Клинцовского муниципального района <адрес> на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действий по сбору и утилизации медицинских отходов и об обязании сбора и утилизации медицинских отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями. В обоснование указал, что в соответствии со статьями. 1, 8, 11, 22 и 29 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия егожизнедеятельности. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лип. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно ив полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Статьями 1, 3, 11 и 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства - это остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а такжепродукция, утратившая свои потребительские свойства. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, пожароопасностью и т.п.), либо представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» также определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих кгородским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищи в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Пунктами 2.1, 3.2, 4.3., 4.5., 5.2.2. 8.7. и т.п. «Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (СанПиН2.1.7.728-99) также предусмотрено, что под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными и т.д.. Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности (табл. 1): Класс А. неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Б. опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс В. чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Г. отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным. Класс Д. радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортирования недопустимо. К работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием отходов, не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительного обучения. Сбор отходов классов А, Б, В и др. осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых баков. Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются к местам установки (меж) корпусных контейнеров и перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Отходы класса А могут быть захоронены на обычных полигонах по захоронению твердых бытовых отходов. Отходы классов Б и В необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами. Аналогичные и иные требования предусмотрены и «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 163 (СанПИН 2.1.7.2790-10). Проверкой установлено, что в результате деятельности лечебной части учреждения, в исправительнойколонии ФБУ ИК-6 УФСИН по <адрес> образуются различные по фракционному составу и степени опасности медицинские отходы, в том числе классов А, Б, В и других. Однако, администрацией ФБУ ИК-6, в нарушение требований ст. 101 УИК РФ и указанных выше нормативных актов меры, по надлежащему сбору, хранению, передаче на утилизацию, либо уничтожение этих опасных отходов, не принимаются. При сборе и временном хранении медицинских отходов различных классов опасности допускается их смешение. Специальные тележки, на которых должны располагаться одноразовые пакеты при сборе отходов различных классов опасности, а также контейнеры, предназначенные для их сбора и временного хранения, с соответствующими маркировочными надписями, отсутствуют. Места для временного хранения отходов, до их отправки на утилизацию не определены. К работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием отходов, допускаются лица, не прошедшие предварительное обучение и не имеющие профессиональной подготовки. Неопасные медицинские отходы класса «А», а также опасные и чрезвычайно опасные отходы классов «Б» и «В», собираются в одноразовые пакеты и хранятся в картонных коробках, в кабинетах медицинской части. Впоследствии накопленные медицинские опасные отходы, вместо отправки их на уничтожение на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами, выбрасываются в контейнеры для сбора неопасных отходов производства и потребления и вывозятся на полигон для хранения твердых бытовых отходов <адрес>, тем самым грубо нарушаются требования «Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (СанПиН 2.1.7.728-99) и «Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами» (СанПИН2.1.7.2790-10). Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью осужденных, жителей города и района, а также другим гражданам, администрация ФКУ ИК - 6, сбор и утилизацию медицинских отходов в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, не проводит. Согласно письма управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в лечебных учреждениях при наличии больных инфекционными заболеваниями, включая туберкулез, Вич - инфекцию, гепатит и т.п., образуются опасные, чрезвычайно опасные и другие медицинские отходы классов А - Д. В случае нарушения требований санитарного законодательства, предъявляемых к сбору, транспортировке и обезвреживанию этих отходов создается угроза здоровью граждан в связи с возможностью возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний. Неисполнение требований санитарных норм и правил при обращении с медицинскими отходами может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний. Нарушения, допускаемые ответчиком при сборе и вывозе медицинских отходов, образующихся в лечебной части колонии, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямом) влиянию медицинских отходов, таки непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Поскольку нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК № и граждан, находящегося на территории <адрес> и <адрес> этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации. На основании изложенного Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> просит суд обязать администрацию ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> проводить сбор, вывоз и утилизацию (уничтожение) образующихся в лечебной части учреждения медицинских отходов в соответствии с санитарно -эпидемиологическими нормами и требованиями. В судебном заседании помощник Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях <адрес> Воропаев А.А.уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным действия администрации ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> по сбору, вывоз и утилизацию (уничтожение) медицинских отходов, образующихся в лечебной части учреждения. Обязать администрацию ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> проводить сбор, вывоз и утилизацию (уничтожение) медицинских отходов, образующихся в лечебной части учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическиминормами и требованиями. Представитель ответчика - ФКУ «ИК-6» УФСИН России по <адрес> Миленушкина В.А. измененныеисковые требования истца признала и пояснила, что в силу тяжелого материального положения ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в ближайшее время не может устранить выявленные недостатки, а поэтому просила суд предоставить время до ДД.ММ.ГГГГ. Помощник Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях <адрес> Воропаев А.А. не возражал о предоставлении ответчику времени до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных недостатков. Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Поскольку нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства создает постоянную опасность для здоровья осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК № и граждан, находящегося на территории <адрес> и <адрес> этим нарушаются их права и законные интересы на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции Российской Федерации. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Статьей 76 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц - граждан РФ, количество которых установить невозможно. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК №, а также жителей <адрес>, Клинцовского муниципального района и лиц, временно пребывающих на их территориях. Интересы неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК №, а также жителей <адрес> и Клинцовского муниципального района и других граждан заключаются в том, что они имеют право на благоприятную среду обитания, факторыкоторой не оказывают какого - либо негативного воздействия на человека. Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, жилищных, экологических правоотношений в силу ст. 22 ГПК РФ рассматриваются судами общей юрисдикции. Неисполнение требований санитарных норм и правил при обращении с медицинскими отходами может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний. Нарушения, допускаемые ответчиком при сборе и вывозе медицинских отходов, образующихся в лечебной части колонии, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как (прямом) влиянию медицинских отходов, таки непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> не в полном объеме выполняет требования вышеуказанного законодательства в части сбора и утилизации медицинских отходов и об обязании сбора и утилизации медицинских отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. С учетом изложенных выше обстоятельств дела суд считает, что заявленные исковые требования Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, находящихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и жителей <адрес> и Клинцовского муниципального района <адрес> о признании незаконными действий по сбору и утилизации медицинских отходов и об обязании сбора и утилизации медицинских отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями - удовлетворить. Действия Администрации ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> по сбору, вывозу и утилизации (уничтожению) медицинских отходов, образующихся в лечебной части учреждения - признать незаконными. Обязать Администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в области сбора и утилизации медицинских отходов и производить сбор, вывоз и утилизацию (уничтожение) медицинских отходов, образующихся в лечебной части учреждения в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами и требованиями. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Брянский областной суд с подачей кассационной жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>. Судья: А.И. Максименко