Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего - Бондаренко Е.В., с участием представителя истца - помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> - Воропаева А.А., представителей ответчика ФБУ ИК-6 г. Клинцы - Ковалева Н.А., представителя третьего лица Россельхознадзора - Конаныхина И.С., специалиста Россельхознадзора - Фещенко М.А., при секретаре - Галушко Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 <адрес> о понуждению к выполнению законных требований, У С Т А Н О В И Л : Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением к ФКУ ИК-6 <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждению к выполнению законных требований, в котором указывает, что, в ФКУ ИК № УФСИН по <адрес> с привлечением специалистов Россельхознадзора по Смоленской и Брянской областям проведена проверка выполнения мероприятий по предупреждению заноса возбудителей африканской чумы свиней на территориюБрянской области. Проверкой установлено, что одним извидов деятельности ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> является разведение свиней в подсобном хозяйстве учреждения. Свиноферма расположена на расстоянии 1 км от <адрес>, на территории хозяйственного двора ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес>. В нарушение требований ветеринарного и санитарного законодательства, а также «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий» и «Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденных приказом МинсельхозаРоссии № от ДД.ММ.ГГГГ - территория свинофермы полностью не огорожена. Санитарный пропускник на территории подсобного хозяйства отсутствует. В помещениях, где содержатся животные контроль микроклимата, не осуществляется. Имеют место факты реализации живых поросят без оформления ветеринарных сопроводительных документов. Убойная площадка, расположена в одном из помещений свиноводческой фермы. Документация, подтверждающая проведение дезинфекции убойной площадки после проведения убоя, отсутствует. В подсобном хозяйствеотсутствуют условия для хранения лекарственных средств и биопрепаратов. Контроль посылок с продукцией свиноводства на предмет их поступления из регионов, неблагополучных по африканской чуме свиней, не осуществляется. У ответчика отсутствуют планы профилактики и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных заболеваний животных и заключения органов государственного ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а также карты - схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней. Выявленные висправительных колониях нарушения ветеринарного законодательствамогут способствовать распространению заболевания и за пределы территории исправительных учреждений. Неисполнение требований ветеринарно-санитарныхнорм и правил при содержании животных может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний животных, как в подсобном предприятии, так и за его пределами, т.е. к эпизоотии и введению карантинных мероприятий, в связи, с чем будут ограничены права граждан свободный на ввоз и вывоз продукции животноводства и свободное перемещение по территории <адрес> и <адрес>. Эти же нарушения приведут к вынужденному убою содержащихся в личных и иных хозяйствах свиней и причинению материального ущерба, тем самым будут нарушены права граждан, предусмотренные статьями 27 и 35 Конституции Российской Федерации. Нарушения, допускаемые ответчиком при содержании животных - свиней на подсобном предприятии, в случае возникновения эпизоотии по африканской чуме свиней, могут способствовать негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. Поскольку нарушения требований действующего законодательства создает постоянную опасность для окружающей среды, этим нарушаются права и законные интересы осужденных, жителей <адрес> и иных лиц, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, то просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 по проведению профилактических мероприятий, связанных с предупреждением заболевания африканской чумы свиней в подсобном предприятии, а также обязать администрацию ФКУ ИК-6 выполнять мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. В судебном заседании помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> Воропаев А.А. уточнил требования искового заявления, и просит обязать ФКУ ИК-6 <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнять следующие мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии: - установить на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-6 <адрес> санитарный пропускник в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома СССР от ДД.ММ.ГГГГ; - осуществить оборудование убойной площадки для скота на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-6 <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Минсельхоза СССР и согласованных с Минздравом СССР и Правлением Центросоюза от ДД.ММ.ГГГГ; - разработать план профилактики и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных заболеваний животных. Получить заключение органов ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а также карты-схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней; - оборудовать дезинфекционный барьер для въезда и выезда автотранспорта на территорию подсобного хозяйства ФБУ ИК-6 <адрес> в соответствии с п.п. 2.2 ветеринарно-санитарных Правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома СССР от ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании представитель ФБУ ИК- 6 <адрес> Ковалев Н.А.исковые требования признал и пояснил, что администрацией колонии уже принимаются меры по устранению выявленных нарушений.---- В судебном заседании представитель Россельхознадзора Конаныхин И.С. поддержал требования заявленные прокурором и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-6 <адрес> была проведена проверка выполнения мероприятий по предупреждению заноса возбудителей африканской чумы свиней на территориюБрянской области, в ходе которой был выявлен ряд нарушений. Поясняет, что выявленные висправительных колониях нарушения ветеринарного законодательствамогут способствовать распространению заболевания и за пределы территории исправительных учреждений. Неисполнение требований ветеринарно-санитарныхнорм и правил при содержании животных может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний животных, как в подсобном предприятии, так и за его пределами, т.е. к эпизоотии и введению карантинных мероприятий, в связи, с чем будут ограничены права граждан свободный на ввоз и вывоз продукции животноводства и свободное перемещение по территории <адрес> и <адрес>. Эти же нарушения приведут к вынужденному убою содержащихся в личных и иных хозяйствах свиней и причинению материального ущерба. В судебном заседании специалист Фещенко М.А. пояснила, что африканская чума свиней - это заразная (вирусная) болезнь, характеризующаяся большой летальностью. В случае возникновения АЧС определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, па глубину 100-150 км. Трупы животных, постройки и др. сжигают на месте. В угрожаемой зоне до 20 км. осуществляется закуп иубой свиней в хозяйствах всех форм собственности. Запрещается торговля животными и продуктами животноводства на рынках и других местах в населенных пунктах. В карантированных населенных пунктах, районах, областях запрещается ввоз и вывоз за их пределы продуктов животного происхождения, продуктов растениеводства. Все проводимые мероприятия по ликвидации АЧС связаны с огромными экономическими потерями. Не выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по недопущению возникновения и распространения АЧС способствует реальной угрозе заноса вируса АЧС на территорию хозяйств ИУ <адрес>. Выслушав мнения и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из справки Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> не в полном объеме выполняет соблюдение ветеринарно-санитарных требований по недопущению возникновения и распространения африканской чумы свиней. В связи с чем, существует угроза заноса вируса африканской чумы свиней на территорию хозяйства. Статьями 13 и 18 ФЗ «О Ветеринарии» предусмотрено, что помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: - осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; - соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарныетребования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; - соблюдатьустановленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Приказом МСХ РФ oт ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня карантинных и особо опасных болезней животных» заболевание - африканская чума свиней отнесенок особо опасным болезням животных. Пунктами 1.9, 3.2, 3.3, 6 и т.п. «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Госветинспекцией Госагропрома СССР от04.11.1986 года определено, что свиноводческих предприятий огораживается по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных. Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санитарный пропускник, который строится на линии ограждения. В помещениях для животных поддерживаютсяоптимальные параметры микроклимата и систематически его контролируют. Согласно письму управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям № УФС-АЩ-12/3566 от ДД.ММ.ГГГГ, африканская чума свиней - это заразная (вирусная) болезнь, характеризующаяся большой летальностью. В случае возникновения АЧС определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, па глубину 100-150 км. Трупы животных, постройки и др. сжигают на месте. В угрожаемой зоне до 20 км. осуществляется закуп иубой свиней в хозяйствах всех форм собственности. Запрещается торговля животными и продуктами животноводства на рынках и других местах в населенных пунктах. В карантированных населенных пунктах, районах, областях запрещается ввоз и вывоз за их пределы продуктов животного происхождения, продуктов растениеводства. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.. Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Статьей 76 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статьями 254 и 255 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные и имущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц - граждан РФ, количество которых установить невозможно. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц -осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК №, а также жителей <адрес>, Клинцовского муниципального района и лиц, временно пребывающих на их территориях. Интересы неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК №, а также жителей <адрес> и Клинцовского муниципального района и других граждан, заключаются в том, что они имеют право на благоприятную среду обитания, а также па свободное передвижение по территории <адрес> и сохранность имеющихся у них животных. В судебном заседании установлено, что администрацией ФКУ ИК - 6 не в полном объеме соблюдаются ветеринарно-санитарные требования, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 <адрес> о понуждению к выполнению законных требований обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> - удовлетворить. Признать бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> - незаконным. Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии: - установить на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-6 <адрес> санитарный пропускник в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома СССР от ДД.ММ.ГГГГ; - осуществить оборудование убойной площадки для скота на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-6 <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Минсельхоза СССР и согласованных с Минздравом СССР и Правлением Центросоюза от ДД.ММ.ГГГГ; - разработать план профилактики и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных заболеваний животных. Получить заключение органов ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а также карты-схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней; - оборудовать дезинфекционный барьер для въезда и выезда автотранспорта на территорию подсобного хозяйства ФБУ ИК-6 <адрес> в соответствии с п.п. 2.2 ветеринарно-санитарных Правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд. Судья Клинцовского горсуда <адрес> Е.В. Бондаренко