Дело № 2-1445/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Клинцы 31 октября 2011 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Мироненко С.И., с участием пом. прокурора Лебедько А.В., ответчика - Осадчая О.И., заинтересованного лица- Дегтяревой Э.П., при секретаре Шкред Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Осадчая О.И. о понуждению к совершению действий. У С Т А Н О В И Л : Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что при входе в помещение аптечного пункта «Айболит», расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют пандусы и поручни, что препятствует доступу в помещение инвалидов (инвалидов-колясочников) и других маломобильных групп населения. В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11,1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.В силу ст,15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) /для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно п.33 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами иизготовление лекарственных средств определены Положением о лицензированиифармацевтической деятельности, утверждённымПостановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Подпунктами «а» и «в» пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесены, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности. Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён отраслевой стандарт ОТС 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средствв аптечных организациях. Основные положения» (далее Отраслевой стандарт), п. 1.2 которого установлено, что Отраслевой стандарт является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формысобственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательногоаппарата.Наличие требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №и статьями 2, 3, 6, пунктом 1 ст.46 Федерального закона от 27". 12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» согласно которым организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-кочалки и собак-проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищными другим учреждениям).Согласно СНиП 35-101-2001(приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений дляинвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001,Пунктом 3.14 СНиПа 35-01-2001 предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.Согласно лицензии ЛО-32-02-000211, выданной Департаментом здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в данном нежилом помещении, в котором расположен аптечный пункт «Айболит», осуществляет фармацевтическую деятельность индивидуальный предприниматель Дегтярева Э.П..Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства индивидуальным предпринимателем Дегтярева Э.П. не создано условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещении аптечного пункта «Айболит», что в свою очередь не обеспечивает им равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, не способствует улучшению их условий жизни как одной из самых социально уязвимых категорий населения. В связи с чем прокурор <адрес> просит: Обязать индивидуального предпринимателя Дегтярева Э.П. оборудовать вход в помещение аптечного пункта «Айболит», расположенного по адресу: <адрес>, пр-т.Ленина, <адрес> пандусами и поручнями в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании пом. прокурора Лебедько А..В. уточнил заявленные требования и пояснил, в связи с тем, что предприниматель Дегтярева Э.П. является арендатором помещения, распложенного в <адрес>, а собственником вышеуказанного помещения является индивидуальный предприниматель Осадчая О.И., необходимо привлечь в качестве ответчика по данному гражданскому делу ИП Осадчая О.И., так как установка пандусов лежит на собственнике объекта, а не на собственнике здания, в котором социальный объект находится. При этом определив срок установки пандуса до июля 2012 года. Ответчик - ИП Осадчая О.И. не возражала против заявленных требований, и пояснила, что в скором времени возведет пандус. Заинтересованное лицо ИП Дегтярева Э.П. просила решение данного вопроса оставить на усмотрение суда. Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему: Согласно справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проверки установлено, что в аптечном пункте « Айболит» расположенном в <адрес>, отсутствует пандус. Отсутствие пандуса ведет к нарушению требований ст.ст.2,15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов»; ст. 2,3,6. п.1 ст.46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ « о техническом регулировании» СНиП 35-01-2011 « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.1.2 отраслевого стандарта ОТС 91500.05.007-2003 « правила отпуска( реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств требования прокурора <адрес>, обоснованны подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Осадчая О.И. о понуждению к совершению действий - удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Осадчая О.И. оборудовать вход в помещение аптечного пункта «Айболит», расположенного по адресу: <адрес>, пр-т.Ленина, <адрес> пандусами и поручнями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд. Судья: С.И.Мироненко