о признании неправомерным отказа работодателя в проведении перерасчета причитающихся выплат



Дело №2-777/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                                                                                     г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Мироненко С.И.,

с участием истца Тофилюк А.В.,

ответчика - представителя Межрайонной ИФНС России по <адрес> Рублевской Ж.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

при секретаре - Шкред Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тофилюк А.В. к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании неправомерным отказа работодателя в проведении перерасчета причитающихся выплат,

У С Т А Н О В И Л :

Тофилюк А.В. обратился в Клинцовский городской суд с вышеназванным иском к ответчику, в котором просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по не включению средств материального стимулирования в состав денежного содержания; обязав Межрайонную ИФПС России по <адрес> произвести перерасчет всех денежных выплат, причитавшихся ему с 2008 года, с учетом выплаченных средств материального стимулирования и произвести с ним расчет в полном объеме.

В обоснование своих исковых требований Тофилюк А.В. указал, что до ДД.ММ.ГГГГ он работал в Межрайонной ИФНС России по <адрес> в должности главного специалиста -эксперта юридического отдела. Ему стало известно о том, что все причитающиеся выплаты, рассчитываемые исходя из среднего заработка (оплата больничных листов, отпускные и иные выплаты), в период его работы производились без учета средств материального стимулирования.В связи с отсутствием какой-либо достоверной информации по данному вопросу в апреле 2011 года он обратился в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с заявлением, в котором просил ответчика произвести перерасчет всех денежных выплат, причитавшихся ему, с учетом выплаченных средств материального стимулирования и произвести с ним расчет в полном объеме, если таковой не был произведен при увольнении.Из ответа, полученного из Инспекции, он узнал о том, что действительно, средства материального стимулирования не включались в состав денежного содержания; произвести ему перерасчет Инспекция отказалась со ссылкой на п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н. Тофилюк А.В. считает,что отказ Инспекции в проведении ему перерасчета не соответствует требованиям законодательства в силу следующих обстоятельств.

Истец ссылается на следующие нормативные акты.

Статьей 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим гарантируются: равные условия оплаты труда;право гражданского служащего па своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности; ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .В соответствии с п.1 Правил данным нормативным актом определяется порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе и период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а так же на период временной нетрудоспособности.В пункте 1 Правил установлено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;г) ежемесячное денежное поощрение;д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В соответствии с указанными выше нормами, законодателем установлен единый порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих в yказанных выше случаях. В соответствии с текстом Правил при исчислении денежного содержания учитываются не нормативные, а фактические выплаты премий начисленных выплат за 12 календарных месяцев, в связи с тем, что общий размер премий неограничен (п.п.4 п.5 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (п. п. 1 и 2) установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и в 2008-2010гг. материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти дели в 2007-2010гг.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, материальное стимулирование, предусмотренное п.1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010гг.

Тофилюк А.В. также указывает, что пунктами 3 и 4 Порядка материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. В отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается начальниками налоговых органов. По мнению истца, все вышеуказанные критерии для осуществления дополнительного материального стимулирования равнозначно совпадают с критериями, к соответствии с которыми выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий; поэтому средства материального стимулирования по своему содержанию фактически являются премией за выполненную работу, и должны учитываться при исчислении всех выплат, рассчитываемых исходя из денежного содержания.

Тофилюк А.В. также считает, что ссылка Межрайонной ИФНС России по <адрес> на Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной     налоговой     службы,     утвержденным     Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н является необоснованной, в связи с тем, что у Минфина РФ отсутствуют полномочия по включению тех или иных сумм в состав денежного содержания. Данное право принадлежит Правительству РФ и реализовано оно путем утверждения соответствующих Правил; Минфин РФ, вводя данную норму, фактически вышел за пределы полномочий, предоставленных ему Правительством РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти»; то есть нормативный акт Минфина РФ противоречит Правилам исчисления денежного содержания федеральных       государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .В соответствии с п.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. По мнению истца, Приказ Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н не подлежит применению в данном случае.

Тофилюк А.В. в своем заявлении также указывает, что Инспекцией производился перерасчет работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, был произведен перерасчет причитающихся выплат, начисленных с 2009 года, с учетом полученных средств материальногостимулирования. Законодателем установлен единый порядок исчислении денежного содержания государственных гражданских служащих, который установлен ПостановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и, по мнению истца, отказ Инспекции в проведении ей перерасчета выплат является незаконным, так как трактовка норм законодательства, предложенная Инспекцией противоречит ст.52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части предоставления равных условий оплаты труда.

В судебном заседании истец Тофилюк А.В. уточнил свои требования: отказался от требований в части перерасчета больничных в связи с добровольным исполнением ответчиком данного требования. Просил суд обязать ответчика произвести ему с 2008 года перерасчет денежных выплат с учетом полученных средств материального стимулирования, а именно: единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; компенсационных выплат за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, расходы, связанные со служебными командировками.

            Ответчик - представитель Межрайонной ИФНС России по <адрес> Рублевская Ж.М. в судебном заседании исковые требования Тофилюк А.В.в.. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав мнения и доводы сторон, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему.

Согласно копии трудовой книжки Тофилюк А.В.. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Межрайонной ИФНС России по <адрес>в должности главного специалиста -эксперта юридического отдела и уволен с гражданское службы по собственной инициативе.

Согласно имеющейся в материалах гражданского дела копии заявления Тофилюк А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, истец обращался в Межрайонную ИФНС России по <адрес> с просьбой произвести перерасчет всех денежных выплат, причитавшихся ему, с учетом выплаченных средств материального стимулирования и произвести с ним расчет в полном объеме, если таковой не был произведен при увольнении.

Из ответа Межрайонной ИФНС России по <адрес> за .04/009114 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что средства материального стимулирования не включались в состав денежного содержания на основании п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Аналогичная норма закреплена в статье 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии частями 1, 2, 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, которыми являются ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных задач, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Материальное стимулирование в этом перечне не названо.

Статьей 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» также предусмотрено право гражданского служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», предусмотрено осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данное материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой Службе сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников ее территориальных органов.

Во исполнение пункта 4 данного постановления Правительства Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ н об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок), Указанный приказ вступил в действие с 2007 года.

Пунктом 2 Порядка установлено, что материальное стимулирование входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Пунктами 3. 4 Порядка установлено, что материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности, при этом решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками соответствующих налоговых органов.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных налоговых органов.

Кроме того, предусмотренное постановлением Правительства России Федерации от ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование выплачивается гражданам, уволившимся с гражданской службы, за исключением случаев, перечисленных в Приказе ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ - увольнении в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии медицинским заключением и другим уважительным причинам.

Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного служебным контрактом, в связи, с чем положения ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на выплаты материального стимулирования, установленные Постановлением Правительства РФ , распространяться не могут.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истца Тофилюк А.В. о перерасчете с 2008 года, с учетом выплаченных ему сумм материального стимулирования: единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсационных выплат неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Тофилюк А.В. к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании неправомерным отказа работодателя в проведении перерасчета причитающихся выплат - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий судья:                                                       Мироненко С.И.