о понуждении к совершению действий



Дело № 2-1444/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Клинцы                                                                                 20 декабря 2011 года

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего - судьи Мироненко С.И..,

с участием истца - помощника прокурора г. Клинцы - Лебедько А.В.,

представителя ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершова Р.Л.,

представителя МОУ СОШ г. Клинцы - Короленко О.В.,

при секретаре - Шкред Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора                  <адрес> к Клинцовской городской администрации к Муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа <адрес> о понуждению к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Клинцовской городской администрации и Муниципальному общеобразовательному учреждению - СОШ <адрес> об оборудовании здания школы молниезащитой, в обоснование, указывая, что в ст. 50 ФЗ-123-ФЗ «Технический регламент требований пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде источников зажигания, к которым законодатель относит установку молниезащиты. Также указывает, что в ходе проведения проверки исполнения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ было установлено, что в здании школы отсутствует молниезащита, что не позволяет предотвратить образование в горючей среде источников зажигания.

В письменном дополнении к исковому заявлению в обоснование исковых требований прокурор также указывает, что в соответствии со ст. 32 ч. 3 п. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" к требованиям пожарной безопасности отнесены специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Как установлено ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Пунктом 3 Приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст. 50 ч. 1 п.п. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" одним из способов исключения условий образования в горючей среде источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования - со ссылкой на Инструкцию по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 280.

Из информации Клинцовской городской администрации Брянской области расстояние между зданием МОУ СОШ и многоквартирными домами по <адрес> составляет 30 м, 61м. и 32 метров.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 280 (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, применение норматива при выборе молниезащиты существенно снижает риск ущерба от удара молнии.

Согласно разделу 2.2 Инструкции к обычным объектам отнесены жилые и административные строения, а также здания и сооружения высотой не более 60 м, предназначенные для торговли, промышленного производства, сельского хозяйства.

Таблицей 2.1 Инструкции установлено, что школы отнесены к обычным объектам, а к последствиям удара молнии отнесены отказ электроснабжения и системы пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции зона защиты молниеотвода это пространство в окрестности молниеотвода заданной геометрии, отличающееся тем, что вероятность удара молнии в объект, целиком размещенный в его объеме, не превышает заданной величины.

Как установлено п. 3.3.2.1. Инструкции стандартной зоной защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой h является круговой конус высотой h0 < h, вершина которого совпадает с вертикальной осью молниеотвода (рис. 3.1) <*>. Габариты зоны определяются двумя параметрами: высотой конуса h0 и радиусом конуса на уровне земли г0. Приведенные ниже расчетные формулы (табл. 3.4) пригодны для молниеотводов высотой до 150 м. При более высоких молниеотводах следует пользоваться специальной методикой расчета.

Таблица 3.4 РАСЧЕТ ЗОНЫ ЗАЩИТЫ ОДИНОЧНОГО СТЕРЖНЕВОГО МОЛНИЕОТВОДА

Надежность защиты Рз

Высота молниеотвода h, м

Высота конуса

hO

, M

Радиус конуса

rO, м

0,9

От

0 до 100

0,85h

l,2h

От

100 до 150

0,85h

[1,2 (h -

-3 -10 x 100)] x

h

0, 99

От

0 до 30

0,8h

0,8h

От

30 до 100

0,8h

[0,8

x (h

- 1,43 x - 30)] x

-3 10

h

От

100 до 150

[0,8 (h -

-10 x 100)] x h

0, 7h

0, 999

От

0 до 30

0,7h

0, 6h

От

30 до 100

[0,7 x (h

- 7,14 x -30)] x

10 h

-4

[0,6 x (h

- 1,43 x -30)] x

-3

10 h

От

100 до 150

[0, 65

(h -

- 10 x

100)] x h

[0,5 (h -

- 2 x 10

100)] x

-3

X

h

Для зоны защиты требуемой надежности (рис. 3.1) радиус горизонтального сечения гх на высоте hx определяется по формуле:

г0 х (h0 - hx)

гх =

Так как из расчета по указанной выше формуле установлено следующее: гх (зона защиты) - 1.2* 16* (0.85 * 16-0)/0.85 * 16= 19.2 метра.

Таким образом, при высоте одиночного стержневого молниеотвода в 16 метров зона его защиты составляет 19.2 метра.

С учетом указанных выше габаритов зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода, при расстоянии между указанными выше объектами в 50 метров, в зону защиты молниеотвода не попадает.

Исходя из информации ФГУ "Брянский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" средняя продолжительность гроз в часах на территории <адрес> составляет 74.5 часа.

Изложенное выше дает основание полагать, что отсутствие устройства молниезащиты ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

На основании изложенного, прокурор просит обязать Клинцовский городской совет народных депутатов рассмотреть вопрос о выделении необходимого объема бюджетных ассигнований на исполнение мероприятий по оборудованию здания МОУ "СОШ <адрес>" устройством молниезащиты, обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> выделить МОУ "СОШ <адрес>" денежные средства необходимые для оборудования здания школы устройством молниезащиты, обязать МОУ "СОШ <адрес>" установить устройство молниезащиты.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лебедько А.В. уточнил заявленные требования и просил обязать Клинцовскую городскую администрацию выделить необходимое количество денежных средств для оборудования школы молниезащитой в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязать МОУ СОШ оборудовать здание школы молниезащитой в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Клинцовской городской администрации - Ершов Р.Л. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель МОУ СОШ <адрес> Короленко О.В., считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Указывает, что устранение указанных недостатков, а, именно, установка молниезащиты на здании школы, в их интересах. Также показывает, что администрацией города денежные средства на установку молниезащиты не выделялись.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из справки о результатах проверки соблюдения МОУ СОШ требований пожарной безопасности усматривается, что на здании учебного корпуса общеобразовательного учреждения отсутствует устройство молниезащиты.

Из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: <адрес> (МОУ СОШ ), усматривается, что крыша в здании шиферная.

Из Предписания , вынесенного ОГПН по <адрес> и Клинцовскому муниципальному району, МОУ СОШ усматривается, что в здании школы имеются деревянные конструкции чердачного помещения.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно абз. 1, 4, 5 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В силу ст. 48 ФЗ -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарнойбезопасности» предотвращение пожара должно достигаться предотвращением образованиягорючей среды и (или) предотвращением образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования в соответствии со ст. 50 вышеназванного закона является одним из способов исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения вовремя образовательного процесса.

Право на жизнь и здоровье вышеперечисленных лиц связано и с соблюдением правил безопасности в образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Прокурор, обращаясь в суд с настоящим заявлением, ставит вопрос об обеспечении молниезащитой зданий школ. Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются денежные средства, которыми образовательное учреждение не располагает.

Согласно Уставу образовательного учреждения МОУ СОШ его учредителем является Клинцовская городская администрация <адрес>.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Обобразовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

Работы по оборудованию здания школы молниезащитой не выполнены из-за отсутствиясредств у образовательного учреждения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что здание МОУ СОШ не оборудовано молниезащитой, при этом кровля школы выполнена на деревянной обрешетке, на чердаке имеются деревянные стропильные конструкции из горючего материала. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, дал правовое обоснование необходимости оборудования здания школы устройством молниезащиты, представив в суд все необходимые расчеты и материалы. Доказательств обратного администрация города суду не представила, не было добыто их и судом в ходе рассмотрения дела.

С учетом изложенных выше обстоятельств дела суд считает, что заявленные исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

      

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимое количество денежных средств для оборудования МОУ СОШ <адрес> молниезащитой.

Обязать МОУ СОШ <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы молниезащитой.

       Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Брянский областной суд с подачей кассационной жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.

Судья Клинцовского горсуда

<адрес>                                                                   С.И.Мироненко