о понуждению к совершению действий



Дело №2-190/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Клинцы                                                                                                       09 февраля 2012 года

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Сидорова Р.Н.,

с участием: представителя истца - старшего помощника прокурора <адрес> - Полещук Д.А.,

представителей ответчиков Клинцовской городской администрации, Клинцовского городского совета народных депутатов <адрес> - Ершова Р.Л., Качуро М.В.,

при секретаре - Науменко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Клинцовской городской администрации, Клинцовскому городскому совету народных депутатов <адрес> о понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в Клинцовский городской суд с указанным заявлением. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес>, в рамках проведения проверки исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму в деятельности Клинцовской городской администрации <адрес> установлено, что решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N5-155 утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010 - 2013 годы).

Приложением к Программе предусмотрены мероприятия по: организации и проведению практических занятий и семинаров в учебных заведениях с участием работников судов, прокуратуры, других правоохранительных органов по проблемам профилактики экстремистских проявлений; организации целенаправленной разъяснительной работы в учебных заведениях об уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления; пополнению фондов библиотек документами профилактической направленности; способствованию средствами культуры и искусства организации содержательного досуга населения, направленного на формирование и развитие личности, достойного поведения детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма в любых его проявлениях, на уменьшение риска социальных конфликтов, развитие здоровых нравственно-эстетических качеств и досуговых интересов и др.

Согласно информации Клинцовской городской администрации <адрес> предоставленной по требованию прокуратуры <адрес> участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления осуществлялось без выделения средств из бюджета городского округа.

Информацией Клинцовской городской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено: бюджетных средств на реализацию программных мероприятий в рамках исполнения комплексных мер профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес> не предусмотрено по причине принятия программы «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010 - 2013 годы) - в кризисный год.

Результатами проведенного отделом образования Клинцовской городской администрации <адрес> по требованию прокурора <адрес> анонимного опороса учащихся общеобразовательных учреждений города (9-11 классы) установлено: 0,3 % учащихся пытались приобщить к неформальным молодежным объединениям (попытки предпринимались взрослыми на улице и в общественных местах), у 2,3 % учащихсяотрицательное отношение к лицам иной национальности, 1,8 % учащихсяпытались склонить к каким-либо действиям против лиц иной национальности. В связи с тем, что, по мнению прокурора <адрес>, меры направленные на профилактику проявления терроризма и экстремизма в условиях отсутствия финансирования не в полной мере отвечают требованиям действующего законодательства ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействию экстремизму. Рассмотрев данное представление, Клинцовская городская администрация указала прокурору <адрес>, что бюджет муниципального образования имеет предельный дефицит, поэтому планировать дополнительные мероприятия по противодействию экстремизму не имеется возможности. Повторное требование прокурора <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействию экстремизму оставлено без внимания Клинцовской городской администрацией также. Однако, организация финансирования указанной Программы по противодействию терроризму и экстремизму является обязательством Клинцовской городской администрации, что закреплено в ст.179 БК РФ. Указанные бездействия Клинцовской городской администрации нарушают права неопределенного круга лиц по организации профилактических мероприятий в отношении противодействия экстремизму и терроризму. В связи с чем, прокурор <адрес> просил суд, признать бездействия Клинцовской городской администрации, по непринятию мер направленных на утверждение необходимого объема бюджетных ассигнований на реализацию программы «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы) - незаконными.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Полещук Д.А. уточнил заявленные требования и просил суд, признать незаконным бездействие Клинцовской городской администрации <адрес> по непринятию мер направленных на утверждение необходимого объема бюджетных ассигнований на реализацию программы «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы); обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> определить необходимый объем бюджетных ассигнований на реализацию программы «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы); обязать Клинцовский городской совет народных депутатов <адрес> внести дополнения в решение Клинцовского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы), предусмотрев финансирование программных мероприятий указанной программы, в объеме определенном Клинцовской городской администрации.

Представитель Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. пояснил, что с требованиями прокурора <адрес> он не согласен, так как Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает выделение денежных средств на осуществление профилактических мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, поэтому Программа Клинцовской городской администрации не предусматривает такого финансирования также.

Представитель Клинцовского городского совета народных депутатов <адрес> Качуро М.В. поддержала заявленные требования прокурора <адрес> и пояснила, что в горсовет не поступали документы о выделении финансовых средств на осуществление указанной Программы.

Выслушав участников судебного заседания и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст.2,3,4,5 ФЗ «О противодействию экстремистской деятельности», противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст.16 ч.1 п.п.7.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Согласно ст.86 п.1 п.п.1,2 и п.2,3 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 статьи 86, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из ст.179 БК РФ следует, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

Из материалов дела усматривается, что решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N5-155 утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010 - 2013 годы).

Данная Программа содержит в себе приложение, состоящее из пяти пунктов. Данные пункты содержат в себе перечень мероприятий по реализации указанной Программы.

Так, согласно п.п.4.1 Приложения к Программе, отдел образования, культуры и по делам молодежи обязан в каждом образовательном учреждении организовать работу по созданию отрядов юных помощников милиции; согласно п.п.5.2 отдел образования, культуры и по делам молодежи обязан пополнить фонд библиотек документами профилактической направленности.

Данные пункты, по мнению суда, невозможно исполнить без выделения бюджетных ассигнований, так как пополнение фонда библиотеки возможно посредствам закупки соответствующей литературы, для создания отрядов юных помощников милиции, также необходимы денежные средства, так как обучение юных помощников милиции сопряжено с финансовыми затратами. Отдел образования, культуры и по делам молодежи Клинцовской городской администрации не имеет собственных средств, так как является структурным отделом администрации.

Кроме этого, исполнение ряда пунктов данной программы, также не возможно без финансовых затрат.

Указанные мероприятия были добровольно внесены и утверждены Клинцовским городским Советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно должны выполняться в установленный срок ответчиками. В связи с чем, ответчики, обязаны также предпринимать все необходимые меры для осуществления данной программы, на что необходимы соответствующие денежные средства.

Кроме того, противодействие экстремизму несет в себе цели защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. Выделение именно этих целей законодателем напрямую связано с сущностью экстремистской деятельности и теми объектами, на которые посягают лица, ее осуществляющие.

При таких обстоятельствах уточненные требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению, так как суд находит их обоснованными.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Исковое заявление прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Клинцовской городской администрации <адрес>, Клинцовскому городскому совету народных депутатов <адрес> о понуждению к совершению действий - удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие Клинцовской городской администрации <адрес> по непринятию мер направленных на утверждение необходимого объема бюджетных ассигнований на реализацию программы «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы).

       Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> определить необходимый объем бюджетных ассигнований на реализацию программы «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы).

        Обязать Клинцовский городской совет народных депутатов <адрес> внести дополнения в решение Клинцовского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования <адрес>» (2010-2013 годы), предусмотрев финансирование программных мероприятий указанной программы, в объеме определенном Клинцовской городской администрации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течении одного месяца, с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Председательствующий Судья:                                         Сидоров Р.Н.