Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Клинцы 14 марта 2012 года Клинцовский городской суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Холуевой Л.Ф., при секретаре Литвиновой Л.Н., с участием представителей истца Костюченко К.И. - адвоката Волчек Д.А., действующего на основании удостоверения № 147 и ордера № 255428 от 21.02.2012г., Козловой Н.А., действующей на основании доверенности серии 32 АБ № 0324215 от 17.02.2011г., удостоверенной нотариусом Клинцовского нотариального округа Шумейко Н.В., ответчика - представителя Клинцовской городской администрации Ершова Р.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костюченко К.И. к Клинцовской городской администрации о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л : Костюченко К.И. обратилась в Клинцовский городской суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором, со ссылкой на ст.54 ЖК РФ, просит признать за нею право на обеспечение жильём, как вдове участника Великой отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, признав решение жилищной комиссии Клинцовской городской администрации об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как вдову участника Великой отечественной войны, недействительным, и обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой отечественной войны. В обоснование своих требований Костюченко К.И. указала, что она является членом семьи участника Великой отечественной войны 1941-1945 годов - супруга Костюченко К.И., скончавшегося ДД.ММ.ГГГГ.В настоящее время она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данный жилой дом ей не принадлежит, она проживает там по разрешению собственника жилья - ФИО3. В данном доме зарегистрирована она и ФИО4. В ноябре 2011 года она обратилась в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением о постановке её на учетв качестве нуждающегося в жилом помещении, как вдову участника ВОВ.ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии Клинцовской городской администрации принято об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как вдову участника ВОВ. Данное решение ответчика мотивировано тем, что исходя из положений п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ею представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Костюченко К.И. также указывает, что с данным решением ответчика она не согласна, считает его незаконным, так как все представленные ответчику документы подтверждают её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По мнению Костюченко К.И., право на получение жилого помещения по договору социального найма она не утратила, поскольку жилья в собственности у неё не имеется и никогда не имелось, жильём она обеспечена не была.Право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также право в постановке на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, она не утратила, поскольку жилья в собственности у неё не имеется и никогда не имелось. Тот факт, что она зарегистрирована и проживает в жилом доме своей внучки, не может служить самостоятельным основанием для признания того, что она утратила основания на получение жилого помещения по договору социального найма.Кроме того, в соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального Закона «О ветеранах», вдовы участников ВОВ обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем. Совместного хозяйства как с собственникомжилого помещения, где она проживает - ФИО3, так и с совместно проживающей с нею ФИО4, она не ведет, и членом её семьи как ФИО3, так и ФИО4 не являются. Представители истца Костюченко К.И.- ФИО4 и адвокат Волчек Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить в полном объеме. Ответчик - представитель Клинцовской городской администрации Ершов Р.Л. в судебном заседании исковые требования Костюченко К.И. не признал и пояснил, что истец проживает в данном доме с 1969года, ранее до ноября 1999года 1\2доли данного домовладения принадлежала ей на праве собственности. Просит Костюченко К.И. отказать в иске, т.к. дом принадлежит внучке истицы, и площадь дома соответствует количеству проживающих в данном доме. Суд, выслушав доводы и мнения участников процесса, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, ч.1). Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Согласно подпункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ опринятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях. В соответствии с ч. 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерацииподоговорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий при условии постановки на учет и после ДД.ММ.ГГГГ былирасширены и закреплены Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о ветеранах», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГВ соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право насоответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участи Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как установлено подпунктами 1. 2. 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с п.п.1. ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из удостоверения серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Клинцовским городским ОСЗН, усматривается, что Костюченко К.И. является ветераном ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах». Согласно удостоверения серии З №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Клинцовским городским военным комиссариатом <адрес> на имя мужа истца Костюченко К.И., Костюченко К.И. имел право на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны. Согласно Свидетельства о смерти серии I-МР №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес>, Костюченко К.И., 1915 года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Из удостоверения серии В № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГУ «ОСЗН <адрес>», усматривается, что Костюченко К.И. имеет право на льготы, установленные для жен умершего участника ВОв, льгота по ст.21 ФЗ «О ветеранах». Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ РФ «О ветеранах» №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статья 23.2 вышеназванного закона устанавливает, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В декабре 2011 года Костюченко К.И. подала заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Клинцовскую городскую администрацию. Решением жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, Костюченко К.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В письме Клинцовской городской администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что из представленных документов установлено, что Костюченко К.И. зарегистрирована с 1969 года по адресу: <адрес>, общая площадь 60,1 кв.м, на данной площади зарегистрировано 2 человека: она и дочь. Собственник домовладения - внучка ФИО3, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и на основании свидетельства о гос. регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ До ДД.ММ.ГГГГ домовладение принадлежало дочери заявителя на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о гос. регистрации права от ДД.ММ.ГГГГЧленами жилищной комиссии постановлено: отказать Костюченко К.И. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.п.2, п.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), в соответствии с п.п.2, п.1, ст.51ЖК РФ (гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии утвержден постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Рассматривая законность отказа в постановке на жилищный учет, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес>, в которой проживает истец Костюченко К.И., принадлежит на праве собственности ее внучке ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь дома составляет 60,1 кв. м. ФИО3 является собственником вышеуказанного домовладения на основании Договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого даритель - её мать ФИО4, дочь истца Костюченко К.И. Согласно сведений о регистрации Костюченко К.И. (паспорт истца, справка с места жительства), истец зарегистрирована и проживает в <адрес> полка, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки с места жительства, выданной ООО «Жилкомсервис», в <адрес> в <адрес> зарегистрированы 2 человека: Костюченко К.И. и её дочь ФИО4 Из справки № КЛ-/12088 от ДД.ММ.ГГГГ Клинцовского филиала «Брянскоблтехинвентаризация» и Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ и за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что за Костюченко К.И. и ФИО4 квартир и индивидуальных домовладений в <адрес> и <адрес> не значится. В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В судебном заседании установлено, что Костюченко К.И. зарегистрирована и проживает в доме, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО3, которой она приходится бабушкой. Однако, как установлено в судебном заседании, они вместе не проживают и совместного хозяйства не ведут, у них нет в пользовании совместного имущества, они не несут общих расходов, не ведут совместного бюджета. Таким образом, Костюченко К.И. не может быть признана членом семьи собственника жилого помещения, то есть членом семьи ФИО3 Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лег со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная правовая норма содержится в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>». Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кол Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и мест самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В судебном заседании установлено, что доказательств умысла и намерения в действиях Костюченко К.И. ухудшить свои жилищные условия с целью быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения жилищной комиссией не установлено и ничем не подтверждено. Права ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилиц условий при условии постановки на учет и после ДД.ММ.ГГГГ, закрепленные Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № были расширены и закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГТаким образом, в судебном заседании установлено, что Костюченко К.И. является вдовой участника Великой Отечественной войныи соответственно имеет право на льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Действительно, Костюченко К.И.в 1999году свою долю домовладения подарила своей дочери, однако, суд не считает, что данные действия могут являться намеренным ухудшением своих жилищных условий. Поскольку данные действия были ею совершены до принятия Жилищного кодекса РФ. Кроме того, в силу ст.53 ЖК РФ Костюченко К.И. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся, поскольку пять лет со дня заключения договора дарения истекли в ноябре 2004года, т.е. еще до принятия Жилищного кодекса РФ. В судебном заседании также установлено, что Костюченко К.И. не имеет в собственности или по договору социального найма жилых помещений, не является членом семьи собственника жилого помещения, ею представлены соответствующие документы с заявлением в Клинцовскую городскую администрацию, а поэтому суд полагает, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконно, и требования истца подлежат удовлетворению. На основании всех вышеизложенных фактов в совокупности и по смыслу Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, суд считает, что Костюченко К.И. не совершала умышленных действий, которые бы привели к искусственному ухудшению ее жилищных условий, поскольку она не имела собственного жилья, и право состоять на очереди в качестве нуждающейся в жилых помещениях у нее возникло только с января 2010 года, на основании Закона РФ № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон о ветеранах». Таким образом, суд полагает, что исковые требования Костюченко К.И. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Костюченко К.И. к Клинцовской городской администрации о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить. Признать незаконными действия Клинцовской городской администрации <адрес> по отказу Костюченко К.И. в принятии на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении, оформленные в протоколе заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Клинцовскую городскую администрацию <адрес> принять Костюченко К.И.(ДД.ММ.ГГГГгода рождения, уроженку <адрес>, проживающую по адресу: <адрес> полка, <адрес>, участника ВОвойны) на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи ею заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с подачей жалобы через Клинцовский городской суд. Председательствующий судья: Холуева Л.Ф.