о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Клинцы                                                                                                                     01 июня 2012 года

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

при секретаре Литвиновой Л.Н.,

с участием заявителя - помощника прокурора г.Клинцы Полещука Д.А.,

заинтересованного лица - представителя Клинцовской городской администрации Мельникова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюпрокурора г.Клинцы о признании права муниципальной собственности на бесхозное недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> Козлов А.С., в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в Клинцовский городской суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования «городской округ «<адрес>» на бесхозяйную недвижимую вещь - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, установлено, что по адресу: <адрес>, находится жилой дом (условный номер 32-32-05/022/2009-414), от права собственности на который собственник отказался в связи с получением компенсации за утраченное имущество. В соответствии с ч.1, 3 ст.225 ГК РФ - «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение,пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности».Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .Согласно п.5,7,8,9 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки.. .» -«Администрации поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляют прием на баланс утраченного имущества и ведут его учет, осуществляют государственную регистрацию утраченного имущества в качестве бесхозного, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки, другие строения и земельные участки приходуются администрациями поселений по инвентаризационной, кадастровой и другой стоимости согласно технической документации. Органам местного самоуправления при инвентаризации строений, сданных гражданами, для решения вопросов их дальнейшего использования необходимо руководствоваться указаниями Госкомсанэпиднадзора от ДД.ММ.ГГГГ . Дальнейшая судьба вышеуказанного имущества определяется в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании заявления главы органа местного самоуправления оно принимается как бесхозяйное на учет филиалами управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>. По истечении года со дня постановки их на учет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти объекты. На основании решения суда по заявлению главы органа местного самоуправления осуществляется государственная регистрация права собственности местных органов власти на указанное имущество и данные объекты включаются в реестр собственности органов местного самоуправления».

Прокурор <адрес> также указывает, чтоДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений администрации <адрес> и бывшего собственника жилого дома ФИО1, поступивших в Клинцовский отдел УФРС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись У о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - жилого <адрес> жизнь в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ .В данном жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает, не осуществляет добросовестного, открытого и непрерывного владения бесхозяйной недвижимостью, как своей собственной, то есть бесхозяйная недвижимость не является объектом начавшего приобретения по давности владения в соответствии со ст.234 ГК РФ. По мнению заявителя, право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности.Кроме интересов муниципального образования учитываются также интересы малоимущих граждан, состоящих на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан.В соответствии с разделом II постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2005-2010 годы» - содержание жилищного фонда социального использования, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель - помощник прокурора <адрес> Полещук Д.А. поддержал заявленные требования и просил суд, учитывая, что жилой дом в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является бесхозным, признать право муниципальной собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; так как собственник данного имущества отказался от него в связи с добровольным выездом из зоны радиоактивного загрязнения и получил за указанное недвижимое имущество компенсацию стоимости утраченного имущества на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Представитель Клинцовской городской администрации, вызванный в судебное заседание в качестве заинтересованного лица Мельников А.Е., в судебном заседании пояснил, что поддерживает требования заявителя.

Заинтересованное лицо - представитель Клинцовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности имел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Из заявления представителя ФИО1 - ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в Клинцовскую городскую администрацию следует, что он отказывается от права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.

Судом установлено, что ФИО1была выплачена компенсация в связи с утратой имущества, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - за жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был принят на учёт в Клинцовском отделе Управления федеральной регистрационной службы по <адрес>, в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него (что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет).

В соответствии с частями 1 и 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Поскольку в настоящее время истёк предусмотренный Законом срок - один год со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет, суд считает, что требование администрации <адрес>, являющейся органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, о признании права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на вышеуказанный объект недвижимости, является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

              

Удовлетворить требования, заявленные прокурором <адрес> о признании права муниципальной собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за муниципальным образованием <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

              

Председательствующий судья:     Холуева Л.Ф.